.RU

Тема: Функциональные стили современного русского языка - Данилова Е. А. Русский язык и культура речи : учеб метод...


Тема: Функциональные стили современного русского языка


1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Понятие о функциональном стиле.

2. Охарактеризуйте все функциональные стили по следующему плану:

а) сфера реализации;

б) форма реализации (устная или письменная);

в) основные функции и цели;

г) подстили и жанры;

д) общая характеристика;

е) языковые особенности.


2.Выполните практические задания:

1.Определите функциональный стиль предложенных текстов. Ответ обоснуйте, оперируя средствами самого текста (предположите, откуда взят отрывок; какова его функция; структура текста; экстралингвистические и языковые особенности).

1. Проблемы охраны окружающей среды традиционно относят к области экологии. Однако биологическое происхождение как науки накладывает определенный отпечаток на восприятие этого термина различными специалистами. В частности, широкая публика и специалисты немедицинского профиля включают в сферу экологических проблем и вопросы охраны здоровья человека. А медики, говоря об экологии, в первую очередь подразумевают влияние антропогенной деятельности на живую природу, отделяя его от медицинских проблем охраны окружающей среды: эти проблемы в отечественной медицинской науке традиционно выделены в особый раздел, называемый гигиеной, которая занимается средой обитания человека, то есть условиями его труда, быта и отдыха.


2. Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора.


3. Ослепительная молния, мгновенно наполняя огненным светом всю лощину, заставляет лошадей остановиться и, без малейшего промежутка, сопровождается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес рушится над нами… На кожаный верх брички тяжело упала крупная капля дождя…другая, третья, четвертая, и вдруг как будто кто-то забарабанил над нами, и вся окрестность огласилась равномерным шумом падающего дождя. Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, блестящей зелени дорожной травы.


4. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. Наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все окружающее. А совсем рядом, что называется – рукой подать, заплыла наша школа. Здорово я перепугался в тот час, да, слава богу, все скоро кончилось.


5. Для чего нужны экологические организации, всем вроде бы понятно. Благое дело: энтузиасты-альтруисты спасают задыхающуюся Землю и вымирающих зверушек. Возможно, первые экологи и были почти святыми, но с возникновением идеи сбора пожертвований от альтруизма не осталось и следа. В декабре прошлого года несколько миллионов россиян нашли в своих почтовых ящиках красочные рекламные буклеты WWF (Всемирного фонда дикой природы), озаглавленные «Спасти леопарда!», которые с грустью уведомляли: «В России осталось лишь 30 представителей этой редчайшей породы хищников». И предлагали сдать деньги на их спасение.


3. Орфо-пунктуационный практикум

1. Повторите тему «Обособление согласованных определений».

2. Перепишите, расставляя знаки препинания

1) Звездочки слабо вперебивку мигали затерянные в небесной глубине. 2) Пыль розовая от блеска молний неслась по земле. 3) С деревьев окруженных легким туманом и с папоротника сыпались крупные брызги. 4) Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась. 5) Взъерошенный немытый Нежданов имел вид дикий и странный. 6) Снова начавшийся дождь зашелестел за окном и по крышам. 7) Испуганный шумом барсук бросился в сторону и быстро исчез из виду. 8) Его внимание привлек послышавшийся сверху звук. 9) Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться. 10) Он сходился с разными лицами молодыми и старыми высокого и низкого полета. 11) лесной край загадочный и огромный как океан простирался вокруг в сумраке ночи. 12) Весенний дух веселый и беспутный ходил повсюду. 13) Сердитый на вид он был добряк в душе. 14) О ты славный! 15) Усталый я сел отдохнуть под большим кедром. 16) Мы расходились довольные своим вечером.


Литература

См. литературу к практическому занятию №13


Практическое занятие №15

Тема: Научный стиль речи

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Дайте общую характеристику научному стилю речи.

2. Особенности устной научной речи.

3. Жанры устной научной речи (доклад, лекция, реферативное сообщение).

4. Особенности письменной научной речи.

5. Жанры письменной научной речи (реферат, аннотация, рецензия, тезисы, конспект).

6. Правила оформления справочно-библиографического аппарата и цитат.


2. Выполните практические задания:

1. Назовите собственно лексические особенности научного стиля в приведенных ниже отрывках:

1) Современная астрономия обладает большим количеством аргументов в пользу утверждения, что звезды образуются путем конденсации облаков газово-пылевой межзвездной среды. Процесс образования звезд из этой среды продолжается и в настоящее время. Выяснение этого обстоятельства является одним из крупнейших достижений современной астрономии. Еще сравнительно недавно считали, что звезды образовались почти одновременно много миллиардов лет назад. Крушению этих метафизических представлений способствовал, прежде всего, прогресс наблюдательной астрономии и развитие теории строения и эволюции звезд. В результате стало ясно, что многие наблюдаемые звезды являются сравнительно молодыми объектами, а некоторые их них возникли тогда, когда на Земле уже был человек (Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум).

2) При исследовании звуков языка современными акустическими или физиологическими методами с применением всякого рода аппаратуры, позволяющей чрезвычайно точно и тонко анализировать эти звуки, не следует тем не менее забывать, что это звуки, которые тем самым принимают непосредственное участие в его социальной роли, что в фонетике и является главным. Выражается же эта роль в том, что язык, как известно, средство общения, а звуки и есть та форма, при помощи которой это общение осуществляется. Поэтому звуки языка надо рассматривать не только как некое акустическое и физиологическое явление, но вместе с тем и как факт лингвистический (иначе социальный) (Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика).


^ 2. Укажите грамматические (морфологические и синтаксические) особенности научного стиля в следующем отрывке:

В науке всегда на протяжении всей ее истории существовали две противоположные тенденции. Стремление к детальному и глубокому изучению феномена, конкретного факта всегда соседствовало с попытками построения обобщающих синтетических конструкций. Накопление конкретных фактов необходимо требует однажды их систематизации и приводит не только к появлению широких обобщений, но и новой парадигмы, то есть нового представления о содержании проблемы, и новой шкалы ценностей добываемых знаний. Поэтому каждая крупная синтетическая конструкция, возникающая в науке, представляет собой своеобразную научную революцию. (Моисеев Н. Н. Динамика биосферы и глобальные модели (концепции и проблемы)).


3. Докажите, что предложенный отрывок из статьи Аннушкина В. И. «Зачем нужна риторика?» написан в научно-популярном стиле. Для этого определите функцию текста; установите, кому предназначен текст (специалистам или широкому кругу читателей); имеются ли в тексте языковые средства, оживляющие изложение.

«Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. В сущности, умение говорить убедительно, ярко, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. В фольклоре, как и во многих суждениях древних, встречается мысль о том, что речью связываются все человеческие дела: язык – стяг, а «стяг дружины водит», язык – рычаг («языком – что рычагом»). И если речь построена неверно, то разлаживается и само дело; напротив, владение речью приводит человека к успеху: ведь «хорошее слово – половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Демократизация общества и гласность предполагают умение каждого изложить свою точку зрения, а для этого необходима, прежде всего, способность выражать свои мысли так, чтобы вас поняли и поддержали».

^ 4. Напишите рецензию на книгу, которую вы недавно прочитали. Воспользуйтесь следующей моделью:

Книгу…(название) написал ….(автор)

В книге рассказывается о событиях, которые происходят…(где, когда). Главными героями книги являются… С героями книги происходит много интересных событий: они…(перечисление наиболее интересных и важных событий).

Читать эту книгу …(очень интересно, увлекательно и т.п.).


^ 5. Напишите аннотацию понравившегося вам фильма/спектакля по предложенной модели:

Фильм…(название) посвящен…(проблеме, событиям…). Действие фильма происходит в …(место, время).

Главными героями фильма являются…, которых играют известные/малоизвестные актеры… . Герои фильма…(участвуют в событиях…, переживают множество приключений… и т. п.). Фильм смотрится… (с большим интересом, с напряженным вниманием и т.п.).

Фильм снят на киностудии… режиссером… .


^ 6. Законспектируйте научную статью из журнала по вашей специальности. При этом обязательно:

1) библиографическое описание первоисточника;

2) план статьи;

3) список незнакомых слов (терминов) с их толкованием;

4) фрагмент статьи в виде таблицы (схемы);

5) использование общепринятых и индивидуальных сокращений и символов с последующей их расшифровкой.


7. Познакомьтесь со стандартными оборотами (речевыми клише), которые используются при реферировании (см. приложение). Напишите реферат по статье из журнала по вашей специальности, используя стандартные обороты речи.


3. Орфо-пунктуационный практикум

1. Повторите тему «Буквы Ы-И после приставок».

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы:

Под…скать, супер…гра, без…дейный, спорт…нвентарь, пред…стория, вз…мать, пост…нфарктный, пед…нститут, с…знова, роз…грыш, по…скать, из…мать, пред…юльский, фин…нспектор, про…грывать, без…мянный, меж…здательский, сверх…зысканный, меж…нститутский, с…змала, трех…мпульсный, за…ндеветь, от…скать.


Литература

1. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. – М., 1976.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М., 2002.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. – М., 2002.

5. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научной литературы. – М., 1976.

6. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. – М., 1975.


Практическое занятие №16

Тема: Официально-деловой стиль речи


1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Дайте общую характеристику официально-деловому стилю речи.

2. Особенности устной деловой речи. Деловая беседа (совещания, переговоры, собеседования).

3. Письменная деловая речь. Правила оформления документов.


2. Выполните практические задания:

1. Докажите, что приведенные ниже тексты написаны в официально-деловом стиле. Для этого укажите лексические, грамматические особенности (речевые штампы, канцеляризмы, словообразовательные особенности, синтаксическую организацию); определите подстиль и жанр текста.

1) «К сведению абонентов:

1. Срок платежа устанавливается до 25 числа оплачиваемого месяца.

2. В случае просрочки платежа производится отключение электроэнергии и оформление нотариальной надписи о взыскании в бесспорном порядке суммы задолженности и судебных издержек с ответственного квартиросъемщика, а при уклонении последнего вся сумма задолженности будет взыскиваться с работающих членов его семьи.

3. Пеня за просрочку начисляется с 1 числа следующего за оплачиваемым месяца в размере 0,1 процента от суммы платежа».


2) «Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах

Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах состоит из настоящего Закона, являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации и действующего на всей территории Российской Федерации, издаваемых в соответствии с настоящим Законом других актов законодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», а также принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации».


^ 2. Прочитайте отрывок из рассказа В. Шукшина «Чудик». Какие нормы официально-делового стиля нарушил герой рассказа?

«В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлился. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».

Телефонистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:

– Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.

– Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверное, подумали…

– В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.

Чудик переписал: «Приземлились. Все в порядке. Васятка».

Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка». Стало: «Долетели. Василий».

– Приземлились…вы что, космонавт, что ли?

– Ну ладно, – сказал Чудик, – пусть так будет».


^ 3. Инсценируйте деловую беседу (совещание, собеседование, собрание) с учетом всех особенностей ее ведения.


4. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами.

Образец: акт – составить, предъявить.

Претензия, благодарность, выговор, документ, заявка, иск, приказ, соглашение, отчет, письмо, повестка, подпись, постановление, предложение, проект, расписка, резюме, рекомендация, решение, требование, справка, характеристика.


^ 5. Изучите образцы оформления документов (см. приложение). Напишите заявление, доверенность, расписку, объяснительную и резюме, соблюдая все правила их оформления.


6. Найдите и исправьте ошибки в следующих текстах


1)

Декану факультета менеджмента

Петровой С. В.

от студента 1-го курса

Степанова Николая Петровича


Объяснительная записка

По поводу отсутствия 15. 01. 2008 на экзамене по психологии, прошу разрешить сдать экзамен в другое время.


2)

Директору школы №125

Корневой Н.Н.

От ученика 11 класса

Шустова Валерия


Заявление

Прошу перевести меня из 11-а в 11-б класс из-за несовместимости с коллективом класса

С уважением В. Шустов


3) Директору фирмы «Заря»

Афанасьеву В.П.

от Комова С.П.

Заявление.

Настоятельно прошу Вас дать мне отгул на 28.12.2008 в связи с причинами личного характера.


24.12.2008


Комов С.П.


3. Орфо-пунктуационный практикум

1. Повторите тему «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».

2. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания

1) Дыхание его переводилось с трудом и когда он попробовал приложить руку к сердцу то почувствовал что оно билось как перепелка в клетке. 2) Мне невольно пришло на мысль что ночью я слышал тот же голос я на минуту задумался и когда снова посмотрел на крышу девушки там не было. 3) Он напомнил ей об их первом свидании в аллее и о том как она не могла заснуть в лунную ночь и как он невольно слышал ее. 4) На вопрос точно ли Чичиков имел намерение увезти губернаторскую дочь и правда ли что он сам взялся помогать и участвовать в этом деле Ноздрев отвечал что помогал и что если бы не он то не вышло бы ничего. 5) Она спросила себя хорошо ли она поступила что отказала человеку только потому что ей не нравится его наружность. 6) Зима начала хозяйничать над землей но мы узнали что под рыхлым снегом если разгрести его руками можно найти свежие лесные цветы знали что в печах всегда будет трещать огонь что с нами остались зимовать синицы и зима показалась нам такой же прекрасной как лето. 7) Он находился в состоянии крайней усталости когда исчезают всякие даже самые важные человеческие мысли и остается одно непосредственное желание отдыха во что бы то ни стало. 8) Вечером когда солнце садилось и на стеклах домов устало блестели его красные лучи фабрика выкидывала людей из своих каменных недр словно отработанный шлак.


Литература

1. Васильева Л.М., Скворцова Р.Е., Шкатова Л.А. Документоведение: Учебное пособие. – Челябинск, 2000.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2000.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2005.

5. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2000.

6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1988.

7. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. – М., 1999.

8. Снелл Ф. Искусство делового общения. – М., 1990.

9. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003.


Практическое занятие №17

Тема: Технология делового общения

(коллоквиум)


1. Подготовьте доклады на следующие темы:

1. Особенности делового речевого этикета.

2. Служебный телефонный разговор.

3. Протокольно-этикетное выступление и его особенности.

4. Переговоры как форма коллективного делового общения.

5. Психологические типы собеседников.


Литература

1. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М., 1990.

2. Введенская В.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов-на-Дону, 2001.

3. Веселова Р.Б. Деловой телефонный разговор. – М., 1991.

4. Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. – М., 2003.

5. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2000.

6. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2000.

7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2005.

8. Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. – М., 1989.

9. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

10. Снелл Ф. Искусство делового общения. – М., 1990.

11. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003.

12. Честар Д. Деловой этикет. – М., 1997.

13. Эрнест О. Слово предоставлено вам: Практические советы по ведению деловых бесед и переговоров. – М., 1988.


Практическое занятие №18

Тема: Публицистический стиль речи


1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Дайте общую характеристику публицистическому стилю речи (сфера реализации, подстили и жанры, лексические и грамматические особенности).

2. Устная форма публицистического стиля.

3. Дискуссия, диспут, полемика как жанры публицистического стиля.

4. Правила эффективной аргументации в споре.

5. Реклама как жанр публицистического стиля.

2. Выполните практические задания:

1. Докажите, что данный отрывок написан в публицистическом стиле:

«…Главная причина падения рейтинга президента кроется, по общему мнению, в ошибках и просчетах, допущенных на иракском направлении. Неделю назад глава группы военных инспекторов в Ираке (в этой группе задействовано 1200 человек) Дэвид Кэй был вынужден признать, что, несмотря на все усилия, обнаружить оружие массового поражения (ОМП) экспертам не удалось. Инспекторы нашли массу косвенных свидетельств производства в Ираке ОМП, которые могли бы помочь убедить противников вторжения в Ирак до начала войны, но сейчас бесполезны. Научное оборудование, тюремные лаборатории, в которых режим мог тестировать биологическое оружие на заключенных, микроорганизмы, использующиеся в том числе для производства биологического оружия, чертежи ракет – и никаких следов собственно оружия. Это позволяет демократам обвинить президента в том, что он соврал избирателям, хоть и сделал благое дело: уничтожил режим Хусейна.

На этой неделе конгресс рассмотрит запрос Белого дома о выделении еще 87 млрд. долларов на восстановление Ирака и Афганистана. При том, что в этом году Вашингтон уже истратил в Ираке 62 млрд. долларов, а американская экономика переживает не лучшие времена, этот запрос вызвал критику даже со стороны ряда влиятельных республиканцев».


^ 2. На примере данного текста проследите тенденцию к жаргонизации публицистической речи. Укажите элементы жаргонной речи.

« На днях в городе Узловая Тульской области сотрудники по борьбе с экономическими преступлениями МФД РФ прикрыли табачную фабрику. Она находилась на угольной шахте «Россошинская». В ходе операции было изъято курева на три млн. долларов. Хоть табачный бизнес и несравним по доходам с оружием, наркотиками, проституцией, но уж следует за ними точно! Поэтому почти 30% сигарет по всему миру имеет нелегальное происхождение. Балуются этим «бизнесом» ОПГ России, стран СНГ, итальянская мафия, китайские триады, японская якудза, колумбийские наркобароны, немецкие и британские «братки».

Постепенно и Россия стала не только производить поддельный табак, но и «прокачивать» поставки левых сигарет в Европу. Основным перевалочным пунктом для переправки контрабанды стал Калининград. Наши опера обнаружили и во Владикавказе подпольную фабрику. Но за день до обыска она исчезла вместе с дорогостоящим полуторамиллионным оборудованием. Спустя полгода ее следы обнаружили в городе Михайлове Рязанской области».


^ 3. Проанализируйте следующие примеры из газет. Найдите в них просторечные и жаргонные слова и выражения. Произведите стилистическую правку.

1. Выступающие «наехали» на церковь. Судя по всему, коммерсанты устраняли конкурентов, либо «крыши» выясняли отношения между собой. Соратники пытались «перевести стрелки» на Алексея Маликова по кличке Медик. 2. Почему на Западе полицейские не берут на лапу в массовом порядке? 3. В течение многих десятилетий пропаганда вдалбливала в головы, что 7 ноября – главный праздник страны. 8. Половину поручений президента замордовали в кабинете правительства. 9. Народ грустно вздохнул и стал планировать, куда слинять из Питера на время юбилейной декады.


4. Подберите 3-4 аргумента к следующим тезисам

1. Алкоголь сокращает жизнь. 2. Все должны заниматься спортом. 3. Дети должны использовать опыт и знания родителей. 4. Каждый должен уметь водить машину. 5. Отдыхать надо в России. 6. Хорошо учиться необходимо для будущего. 7. Мобильный телефон нужен каждому.


5. Аргументируйте следующие тезисы с помощью приема «Ссылайтесь на авторитеты». Воспользуйтесь сборниками цитат и афоризмов.

1. Учеба – основа всей дальнейшей жизни человека. 2. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков мира. 3. Вежливость – важнейшее качество современного человека, помогающее ему установить хорошие отношения с окружающими.


6. Игра «Полемика». Двое участников по очереди приводят аргументы к противоположным тезисам. Побеждает тот, у кого окажется больше аргументов.



Нужно делать зарядку, потому что…

Зарядку делать бесполезно, потому что…

Хорошо, когда у тебя есть братья и сестры, потому что…

Плохо, когда у тебя есть братья и сестры, потому что…

Хорошо тому, у кого отец военный, потому что…

Плохо тому, у кого отец военный, потому что…



7. Игра «А это как сказать…». Задание выполняется в парах: один приводит тезис, а второй его опровергает, приводя свои аргументы (начинайте свою аргументацию словами «А это как сказать…»).

1. Сидеть дома одному скучно. 2. Хорошо иметь кучу денег. 3. Хорошо, когда зимой много снега. 4. Хорошо всегда выигрывать.

Продолжите игру. Приведите свои тезисы.


8. Придумайте рекламу:

– любимой вами телевизионной передачи (призовите регулярно ее смотреть);

– велосипеду с 14 скоростями;

– фильму, который вы посмотрели;

– автомобилю «Ока»;

– своему учебному заведению;

– новой песочницы для малышей.


^ 9. Подготовьте рекламу предмета «Русский язык и культура речи».

Расскажите об этом предмете: почему он вам нравится, что он дает в жизни, что вы изучили, будете изучать; почему его нужно изучать на вашем факультете; призовите всех изучать этот предмет


10. Подготовьтесь к дискуссии в группе. Для этого выберите заранее тему, подготовьте вопросы, определитесь в собственной позиции и аргументируйте ее. Выберите ведущего дискуссии. Темы дискуссии см. в практическом занятии №19.


3. Орфо-пунктуационный практикум

1. Повторите тему «Правописание приставок на З – С».

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы

Бе…водный, и…пугать, во…питание, ра…делаться, …бить, чере…чур, и…жить, чре…вычайный, ра…сердить, …делать, в…помнить, ни…ходить, бе…вкусица, и…зябнуть, бе…сердечный, ни…падать, ра..чертить, …дание, и…царапать, бе…форменный, …доровье, во…глас.


Литература

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М., 2000.

2. Болотнова Н.С., Орлова О.В. Стилистика русского языка: Контрольно-тренировочные задания. – Томск, 2000.

3. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. – М., 1978.

4. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. – М., 1982.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

6. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1997.

7. Горшков А.И. Русская стилистика: Учеб. пособие. – М. 2001.

8. Кохтев Н.Н. Реклама: Искусство слова. – М., 1997.

9. Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. – Псков, 1994.

10. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 2003.


Практическое занятие №19

Тема: Дискутивно-полемическая речь. Занятие-дискуссия.


1. Выберите тему для проведения дискуссии из представленных ниже или предложите свою тему:

1) Брак по любви или по расчету?

2) Место женщины в современном мире.

3) Нужна ли смертная казнь?

4) Всегда ли нужно говорить только правду?

5) Официальный брак или гражданский?

6) В деньгах ли счастье?

7) Сколько денег нужно человеку?

8) Надо ли нам учиться у Запада?

9) Способна ли тюрьма исправить?

10) Должна ли быть реклама честной?

11) Почему не любят отличников?

12) Почему существуют преступники?

13) Нужно ли стариков отправлять в дома престарелых?

14) Может ли свобода быть полной?


Познакомьтесь с возможными тезисами и аргументами по теме «Должно ли быть образование платным?». Воспользуйтесь этим материалом при подготовке к дискуссии.

Возможные тезисы:

1) Образование должно быть платным, поскольку знания, за которые платят, запоминаются лучше. 2) бесплатное образование менее эффективно, чем платное. 3) Бесплатное образование – это осуществление социальной справедливости. 4) Платное образование в современных условиях необходимо. 5) Должно быть и платное и бесплатное образование. 6) Платное образование дает низкое качество знаний.

Возможные аргументы к тезису: «Бесплатное образование – это осуществление социальной справедливости»:

1. Бесплатное образование дает всем детям равные шансы. 2. Бесплатное образование дает возможности развития личности детям из провинции. 3. Бесплатное образование не создает закрытых социальных слоев. 4. Бесплатное образование обеспечивается государством, которое следит за его качеством. 5. Бесплатное образование не развращает учащихся, как платное, когда за деньги поступают без знаний. 6. Если платное образование оказывается лучше, то государство должно давать кредит на его получение.

Возможные аргументы к тезису: «Платное образование в современных условиях необходимо»:

1. Платное образование должно быть альтернативой бесплатному. 2. Платное образование обеспечивает высокий уровень материальной оснащенности учебного процесса. 3. В условиях социального и финансового кризиса оно дает возможность многим учебным заведениям выжить. 4. Платное образование выше качеством. 5. В коммерческих классах (группах) у учителей более благоприятные условия для работы. 6. Платное образование – своеобразная форма социальной защиты, так как за деньги могут поступить менее подготовленные дети. 7. К работе в платных группах педагоги относятся более ответственно. 8. Коммерческие группы дают возможность учителю подработать. 9. У родителей есть стимул заработать на образование детям.


Литература

1. Вакуров В.Н., Кохтев Н. Н. Практическая стилистика русского языка. – М., 1989.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

5. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. – М., 1998.

6. Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. – Псков, 1994.

7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

8. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003.

9. Стешов А.В. Как победить в споре: культура полемики. – Л., 1981.

10. Шейнов В.П. Искусство убеждать. – М., 2001.


Практическое занятие №20


poziciya-chlena-komiteta-gosudarstvennoj-dumi-po-informacionnoj-politike-informacionnim-tehnologiyam-i-svyazi-eks-generalnogo-direktora-telekanala-nntv-olgi-noskovoj.html
poziciya-rossii-v-svyashennom-soyuze.html
pozitivnie-aspekti-formirovaniya-integrirovannih-biznes-grupp-vorobeva-i-p-rzhimatorskaya-t-n.html
poznanie-kak-problema-filosofii.html
poznanie-prirodi-ot-mifologii-k-filosofii-i-nauke.html
poznavatelnaya-viktorina-po-himii-ugadaj-himicheskij-element.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vii-batilda-prodolzhenie-shevale-darmantal-dyuma.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samoobsledovanie-po-napravleniyam-deyatelnosti-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-mdou-detskij-sad-9-kombinirovannogo-vida.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-transportnie-zadachi-v-excel.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-razdel-i-svedeniya-ob-organizacii-1-obshie-svedeniya-ob-oao-nauchno-proizvodstvennaya-korporaciya-uralvagonzavod-1-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravila-okazaniya-1-medicinskoj-pomoshi-chast-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teatralnij-proekt-perah-bar-otkrivaet-novij-sezon-26-08-2009.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravovie-problemi-mirnogo-uregulirovaniya-mezhdunarodnih-konfliktov-v-ramkah-mezhdunarodnih-organizacij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upominaniya-vitaliya-mutko-moskovskaya-pravda-moskva-31-maya-2011-0600-vignali-s-odobreniya-kremlya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-disciplini-professionalnij-inostrannij-yazik-naimenovanie-disciplini-professionalnij-inostrannij-yazik.html
  • report.bystrickaya.ru/izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-dannoe-izdanie-vipusheno-v-ramkah-programmi-stranica-21.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yazikovoj-portfel-kak-sredstvo-ocenki-poznavatelnoj-deyatelnosti-shkolnikov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-samoanalizu-zakoni-vnusheniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vitaminno-mineralnie-kompleksi-dlya-detej-naznacheno-i-chto-vibrano.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-godi-obyavlennie-yunesko-stranica-5.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompaniya-tajms-nyuspejpers-ltd-protiv-soedinennogo-korolevstva-nn1-i-2-times-newspapers-ltd-v-united-kingdom-nos-1-and-2-nn-300203-i-2367603.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-48-tema-usloviya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stenograficheskij-otchyot-o-zasedanii-rabochej-gruppi-po-formirovaniyu-sistemi-otkritoe-pravitelstvo-d-medvedev-stranica-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-6-s-ustrojstvo-upravleniya-konspekt-lekcij-elektronno-vichislitelnie-mashini-i-kompyuternie-seti-po.html
  • tests.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-napisaniyu-i-zashite.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-biologii-zhivotnie-prirodovedenie-7-klass-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/farewell-to-arms-essay-research-paper-farewell.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aleksandrovskoe-proekt-statistika-i-vremya-shkolnika.html
  • composition.bystrickaya.ru/pamyatnoe-prebivanie-mk-yangelya-na-poligone-kapustin-yar-1958-1960-gg-s-n-konyuhova-dnepropetrovsk-2006.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-patofiziologii-naimenovaniya-disciplini-dlya-specialnosti-060101-lechebnoe-delo-nomer-i-naimenovanie-specialnosti-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/dobavlenie-iii-rezultati-osushestvleniya-celevih-zadach-programma-razvitiya-oon-v-turkmenistane-turkmenistan.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-professionalnoj-perepodgotovki-provodit-predvaritelnoe-komplektovanie-grupp-na-1-ij-god-obucheniya-po-sleduyushim-specialnostyam.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-sostoyaniya-i-perspektivi-razvitiya-morskogo-porta-sochi.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekosistema-eto-programma-disciplini-po-kafedre-sociologii-politologii-i-socialnoj-raboti-socialnaya-ekologiya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-perechne-uchebnogo-i-kompyuternogo-oborudovaniya-dlya-osnasheniya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-ugolovnomu-pravu-t-e-m-a.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-v-sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve.html
  • literatura.bystrickaya.ru/seriya-progulka-po-brestskomu-hudozhestvennomu-muzeyu.html
  • urok.bystrickaya.ru/prodolzhenie-sm-bumazhnuyu-versiyu-monografiya-manipulyacii-massami-i-psihoanaliz.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-matematicheskoe-modelirovanie-v-biofizike-dlya-specialnosti-014200-biohimicheskaya-fizika-realizuemoj-na-fizicheskom-fakultete.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.