.RU

Специфика создания предметно-развивающей среды для детей с отклонениями в развитии


СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Юркова О.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Теремок»

г. Зеленогорск


Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии, является одной из наиболее важных и актуальных проблем специальной педагогики.

На данном этапе развития системы образования на первый план выходит создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Проблема развития мышления у детей дошкольного возраста актуальна тем, что данный психологический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.

В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это, в свою очередь, требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет познавательное развитие. Как доказали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. мышление является не только предпосылкой эффективного усвоения нового учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, т. е. в значительной степени определяется эффективность учебно–воспитательной деятельности. При создании развивающего пространства кабинета дефектолога необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников с отклонениями в развитии. Это обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, отношения к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества.

Нашу группу посещают дети с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития не являются умственно отсталыми, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие: полиморфной клинической симптоматики незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Основой этих симптомов, как показывают исследования отечественных ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность.

Лейтмотивом выводов отечественных дефектологов является положение: задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребенка.

В нашей группе 11 детей. По биологическому возрасту пятеро детей 5-6лет, четверо детей 6-7лет, и двое детей 7-8лет. В работе мы используем программу «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. Шевченко С.Г.

У всех детей группы наблюдается слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Отмечаются периодические колебания внимания, его неустойчивость, недостаточная концентрация на объекте. Диагностика процессов памяти показала недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения. При обследовании в начале учебного года отмечался низкий уровень развития восприятия, что проявлялось в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображений, особенно если они перечеркнуты, или накладываются друг на друга. Наблюдается несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения. У троих детей отмечается задержка речевого развития, восемь детей имеют III уровень ОНР, стертую форму дизартрии, один ребенок имеет диагноз моторная алалия. У всех детей отмечаются грубые нарушения всех компонентов речи. Это проявляется в отставании формирования фонетико-фонематического, лексико- грамматического строя речи, связной речи.

Учитывая интеллектуальные способности и возможности наших детей, для каждого ребенка определили индивидуальную программу педагогического сопровождения:

Для того чтобы дети развивались в полном объеме, необходимо создать определенные условия для коррекции отклонений в развитии.

Основные требования к предметно-развивающей среде - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

При создании развивающего пространства в своем кабинете, я учитывала принципы построения предметно-развивающей среды, и то, что ведущим видом деятельности является игра.

В своем кабинете я создала определенные зоны (центры) и придумала необычные названия им.

Центр сенсо-моторного развития

«В гостях у ежика»

Цели:

Центр занимательной математики

«Считалочка»

Цели:

Центр развития речи и обучения грамоте

«Граммотейка»

Цели:

«Коврограф»

Цели:

На занятии по подготовке к обучению грамоте мы выкладываем из ниток изучаемую букву. На занятии по развитию речи работая над лексической темой недели ребенок выкладывает из разных по фактуре и цвету ниток образ предмета.

Тактильное панно

«Поляна в лесу»

Цели:

Подготовкой руки к письму мы занимаемся в

«Школе карандаша»

Работа в этом направлении ведется поэтапно.

  1. Проводим линии.

В начале освоения графических навыков ребенок учится проводить прямые линии разной длины и в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные. После этого можно потренироваться в проведении изогнутых, волнистых линий. Проводить линии нужно одним движением, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Более сложное задание – обведение рисунков по контуру. Оно требует от ребенка внимательности и аккуратности. Линии должны проходить точно по контуру, не прерываясь.

Одно из значимых упражнений – раскрашивание картинок. При этом важно не выходить за контуры рисунков.

  1. Выполняем штриховку.

Штриховка- это проведение параллельных линий, не выходящих за контур фигур. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми, ломаными линиями и т.д. Важно следить за тем чтобы штриховые линии были параллельны и не выходили за контур рисунка.

  1. Копируем рисунки.

Копирование рисунков развивает у ребенка полезные графические навыки, произвольное внимание и зрительное восприятие. Начинать копирование нужно с простых фигур и рисунков, а затем переходить к более сложным.

  1. Рисуем и пишем по клеточкам.

Перед поступлением в школу ребенок должен уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. В этом ему помогут упражнения на рисование узоров и срисовывание фигурок по клеточкам, графические диктанты.

Литературный центр

«В гостях у сказки».

Цели:

Представленная предметно - развивающая среда кабинета дефектолога позволяет сформировать у детей с отклонениями в развитии взаимосвязь между наглядными и словесно-логическими формами мышления, закладывает полноценную основу к формированию всех форм мышления, что способствует более успешному школьному обучению, т. е. делает работу дефектолога более эффективной.


Список литературы

1. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 2004. - 313 с.

3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2004. - 190 с.

12. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с.

18. Игра дошкольника / Под ред.С.Л.Новоселовой. - М., 2005. - 169 с.

19. Игрушки и пособия для детского сада/Под ред.В.М.Изгаршевой. - М.: Просвещение, 2007. - 215 с.

30. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

37. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003. - 211 с.

standart-nachalnogo-obshego-obrazovaniyapo-okruzhayushemu-miru-obshego-obrazovaniya.html
standart-osnovnogo-obshego-obrazovaniyapo-informatike-i-ikt-soderzhanie-poyasnitelnaya-zapiska.html
standart-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniyapo-mirovoj-hudozhestvenoj-kulture-srednee-polnoe-obshee-obrazovanie.html
standarti-bezopasnosti-monitorov-garantiruyut-li-oni-bezopasnost.html
standarti-soveta-evropi-v-oblasti-prav-cheloveka-i-rossijskoe-zakonodatelstvo.html
standartizaciya-i-sertifikaciya-v-upravlenii-kachestvom-uslug.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-10-klass-metodicheskie-soveti-stranica-11.html
  • letter.bystrickaya.ru/mi-govorim-na-raznih-yazikah-muzhchini-s-marsa-zhenshini-s-veneri.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-i-perspektivi-razvitiya-soyuza-arabskogo-magriba.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnie-etapi-istoricheskogo-razvitiya-estestvoznaniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zashita-informacii-po-vibroakusticheskomu-kanalu-utechki-informacii-chast-6.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-metodologicheskie-i-pravovie-problemi-dokazivaniya-po-ugolovnim-delam.html
  • lesson.bystrickaya.ru/moj-surikov.html
  • writing.bystrickaya.ru/doklada-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-nizhegorodskoe-obshestvo-prav-cheloveka-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ii-obshie-usloviya-provedeniya-konkursa-otkritij-konkurs-na-opredelenie-podryadchika-dlya-vipolneniya-rabot.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-administracii-n-v-linchenko-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-32-733-29-avgusta-2011-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kostromskoj-oblastnoj-institut-razvitiya-obrazovaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-a-sulin-i-dr-spb-prospekt-nauki-2010-272-s-isbn-978-5-903090-42-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/4-padenie-angelov-roman-dehtyarenko.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakonodatelno-normativnaya-baza-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/chast-2-zarubezhnaya-literatura-1918-1945-godov-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-obuchayushihsya-v-bakalavriate-po-specialnosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/adepti-revnostnie-priverzhenci-idej-uchebnoe-posobie-aspirantam-moskva-2003-a-g-vojtov-filosofiya-uchebnoe-posobie.html
  • studies.bystrickaya.ru/klinicheskaya-kartina-krupoznoj-pnevmonii.html
  • grade.bystrickaya.ru/muzej-istorii-goroda-yaroslavlya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/multiservisnaya-set-triple-play-i-eyo-uslugi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utochnit-teksti-dlya-poyasneniya-primenimosti-trebovanij-v-otnoshenii-obespecheniya-bezopasnosti-kasayushihsya-nekotorih-vzrivchatih-izdelij-ukazannih-v-perechne-gruzov-povishennoj-opasnosti-predlagaemoe-reshenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-analiza-likvidnosti-predpriyatiya-12-glava-likvidnost-predpriyatiya-v-sostave-ego-finansovogo-sostoyaniya-v-ooo-tk-settorg-15.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voditelnic-a-pod-zvezdoyu-materi-mira-vmesto-predisloviya-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-leviti-i-zakon-duglas-rid.html
  • literature.bystrickaya.ru/celevoj-programmi-ministerstvo-stroitelstva-i-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-kaluzhskoj-oblasti.html
  • reading.bystrickaya.ru/literaturovedenie-informacionnij-byulleten-novih-postuplenij-2-2007-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/kievskaya-rus-ocherki-otechestvennoj-istoriografii-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obuchenie-pismu-v-nachalnih-klassah.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prezidentu-rossijskoj-federacii-d-a-medvedevu-o-programme-effektivnogo-ispolzovaniya-na-sistemnoj-osnove-vneshnepoliticheskih-faktorov-v-celyah-dolgosrochnogo-razvitiya-rossijskoj-federacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sertifikat-uchastnika-i-pooshritelnaya-premiya-respublikanskij-konkurs-inzhener-goda-respubliki-mordoviya-2009-saransk.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osoboj-ekonomicheskoj-zoni-promishlenno-proizvodstvennogo-tipa-alabuga-m-r-safiullin-ministr-ekonomiki-respubliki-tatarstan.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-kori-golovnogo-mozga-gde-soglasno-novejshim-nauchnim-gipotezam-dari-limuzini-rozhdestvenskaya-skazka.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhlichnostnie-transpersonalnie-vzaimodejstviya-monografiya-posvyashena-probleme-sushestvovaniya-rezervnih-vozmozhnostej.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnerealizacionnie-dohodi-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-pluton-kod-emitenta.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-02-fevralya-2012-goda-39-pgt-mezhdurechenskij-oformirovanii-uchastkovoj-izbiratelnoj-komissii-izbiratelnogo-uchastka-96-rassmotrev-predstavlennie-dokumenti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ulanova-o-b-anglijskij-dlya-doshkolnikov-igraem-i-uchim-posobie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.