Соотношение выплавки чугуна и стали в СССР и Германии (объем производства - Алгоритм
.RU

Соотношение выплавки чугуна и стали в СССР и Германии (объем производства - Алгоритм



^ Соотношение выплавки чугуна и стали в СССР и Германии (объем производства в Германии = 100 %)





1940

1941

1942

1943

1944

Чугун

107

89

31

35

55

Сталь

96

86

39

41

59


73

Как видно из приведенных данных, если накануне войны объемы выплавки черных металлов в СССР и Германии были примерно на одном уровне, то в 1942 — 1943 годах это соотношение стало 1:3 в пользу Германии. При этом выплавка стали в Германии практически не увеличивалась, колеблясь в пределах 20,5—20,8 млн. тонн, в то время как в СССР она сократилась больше чем в два раза.

Производство стали в СССР и Германии млн. тонн, Германия в границах 1937 года





1940

1941

1942

1943

1944

СССР

18,3

17,9

8,1

8,5

10,9

Германия

19,1

20,8

20,5

20,7

18,3


Поэтому для российских металлургов начальный период войны остался в памяти как кошмарный сон, полный крутыми срывами и героическими свершениями. Забегая вперед, стоит сказать, что, хотя до конца войны преодолеть отставание отечественной черной металлургии удалось лишь частично, оборонка все же сумела обогнать Германию по выпуску военной техники.

По оценке немецких специалистов, общий объем военного производства в Германии в 1940 году превышал уровень СССР на 20%. В 1941 году СССР сумел изменить это соотношение в свою пользу: «счет» стал 100:142. В последующие два года Германия, лишив Советский Союз топливной и металлургической базы на юге страны, сумела догнать его по валовому выпуску военной продукции.

По оценкам немецких специалистов, предназначенным для служебного пользования, объем военного производства СССР в 1941 году существенно превысил уровень Германии.

74


^ Объем военного производства отдельных стран в 1940—1943 гг. млрд. долл., в ценах 1944 г.





1940

1941

1943

США

1,5

4,5

37,5

Англия

3,5

6,5

11,1

СССР

5,0

8,5

13,9

Германия

6,0

6,0

13,8


Эти данные были рассчитаны для служебного пользования немецким Институтом экономических исследований в конце войны под руководством известного экономиста-статистика Р. Вагенфюра. В силу сложности самих расчетов они не могут претендовать на высокую степень точности, но позволяют видеть контуры, характер и общие результаты гонки вооружений в ходе Второй мировой войны.

^ Авиационная промышленность на всем протяжении войны была объектом особого внимания и заботы. Причем главную роль в этой отрасли играло не только количество выпушенных самолетов, но и их качественные характеристики, прежде всего скорость, маневренность, вооружение, высота и дальность полета. Поэтому авиационная промышленность, чтобы не отстать от противника, должна была постоянно и крепко держаться за инновации. Объективно она становится самой наукоемкой среди всех отраслей военной экономики. Качества современного самолета (планера) и мотора находятся в прямой зависимости от творческого потенциала коллективной конструкторской мысли и степени использования достижений фундаментальной и прикладной теории, как в аэродинамике, так и в ме-

1 Промышленность Германии в период войны 1939—1945 гг. М., 1956. С. 49, 129.

75

таллургии, химии, оптике, в технологии и организации производства, новейших разработок в других областях знаний. Немалое значение имели также общая культура и квалификация кадров, в том числе и работников массовых профессий.

Стоит подчеркнуть многогранность и сложность авиационной промышленности. Она включала в себя самолето-, моторо- и приборостроение, а также производство специального оборудования и вооружения, собственное станкостроение, малую металлургию и инструментальные цехи. В ведении наркомата находилось несколько исследовательских институтов, десятки конструкторских бюро, многочисленные учебные заведения, а также комплексная социальная инфраструктура: жилье, поликлиники, санатории, дома отдыха, школы, детские учреждения. Все это поддерживало относительно высокий уровень благосостояния и квалификации производственного персонала отрасли. Но в годы войны многое из этого было разрушено или потеряно, особенно при эвакуации целых заводов. «При этом люди работали до изнеможения, — вспоминает нарком А. Шахурин. — От темна до темна там, где не было освещения. И посменно круглые сутки, если электросеть уже проведена. Страшно неловко себя чувствуешь, зная, что при такой напряженной работе не можешь дать людям не только нормального отдыха в тепле, но даже не имеешь возможности накормить их горячей едой...»1

Нельзя не отметить также, что авиационная промышленность была крупным потребителем качественных сталей, цветных металлов, резинотехнических изделий, бензина, специального самолетного леса и других материалов. Количество поставщиков заводов авиационной промышленности измерялось сотнями. Поэтому поддержание устойчивых межхозяйственных связей по кооперации в процессе производства само-

1 Шахурин А. Крылья победы. М.. 1983. С. 115.

76

летов и моторов всегда было сложной задачей с несколькими неизвестными. В условиях первых лет войны, когда что-то осталось на оккупированной территории, что-то застряло на железнодорожных путях в процессе поспешной эвакуации, что-то еще только-только пытались пустить на новом месте, — наладить бесперебойное материально-техническое снабжение такой отрасли казалось задачей вообще неразрешимой.

Авиационной промышленности еще повезло — под эвакуацию попало лишь немногим более ста заводов. Из них крупных — единицы, в том числе Запорожский и Рыбинский моторные, Воронежский самолетостроительный, который одним из первых начал выпускать «Ил-2». Особенно болезненной была эвакуация Московской группы авиазаводов. Ведь эвакуировать только один самолетный или моторный завод — значит, демонтировать и погрузить 3—5 тысяч единиц оборудования, в том числе гидравлические прессы, котлы, прецизионные станки, и 10—15 тысяч, а то и более работающих, а с семьями — до 50 тысяч человек. По сути, только с одним заводом перебрасывали в далекие дали население небольшого города.

С 1 января 1939 года по 22 июня 1941 года советские ВВС получили от промышленности 17 745 боевых самолетов. Из них только 3 743, или одна пятая часть — самолеты нового типа. Поэтому закономерно, что в первые дни и месяцы начавшейся войны советская авиация по численности превосходила германскую, но значительно уступала ей по качеству, прежде всего в скорости и вооружении, а это были решающие элементы успеха в воздушных боях.

Сказался также фактор не столько внезапности, сколько тягучей неопределенности. В первой половине 1941 года «сверху» неоднократно поступали указания: ни в коем случае не поддаваться на провокации. Лишь за несколько часов до нападения гитлеровцев в войска пришел приказ: «привести все части в боевую готов-

77

ность», «перед рассветом 22.6.41 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе войсковую, тщательно ее замаскировать». И здесь же, в пункте 2, указывалось: «Задача наших войск — не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения». Во-первых, этот приказ опоздал, по крайней мере, на несколько дней, во-вторых, кто мог объяснить бойцам и командирам, как отличить провокационные действия от начала военных действий? В результате времени для выполнения приказа не осталось. Большинство советских самолетов было уничтожено на земле. Причем потери были огромными: 1200 машин, из них на земле — 800.

В первые месяцы войны одним из преимуществ летчиков люфтваффе был боевой опыт, накопленный ими за время воздушной войны на Западе. Характерно, что когда они встречались с советскими асами, «обстрелянными» в боях в небе Китая и Испании, результаты, как правило, были в пользу истребителей с красными звездами на крыльях. Так, 401-й авиационный полк — полк С. Супруна и К. Коккинаки, сформированный из летчиков-испытателей, — за три месяца воздушных боев в конце 1941 года сбил 54 самолета противника, что в 4—5 раз превышало его собственные потери.

402-й истребительный полк за годы войны уничтожил 810 самолетов противника, потеряв со своей стороны 101 самолет1.

Как известно, «большое видится на расстоянии» или со стороны. Р. Толивер и Т. Констебль пишут: «Немцы, американцы и англичане, все вместе, долго разделяли роковое заблуждение относительно достижений Советов. Серия катастроф, обрушившаяся на немецкий народ, начиная с 1941 года, была прямым следствием недооценки германским руководством советского колосса... Советский Союз представляет странное сочетание низкого уровня жизни с блестящими техническими дос-

1 Стефановский П. Триста неизвестных. М., 1968. С. 180, 189.

78

тижениями, что противоречит западным понятиям и приводит к огромному количеству ошибок при оценках... Советский Союз во многих отношениях был лучше подготовлен к войне, чем Британия в 1939-м или Соединенные Штаты в 1941 году. В России велась специальная подготовка резерва обученных пилотов. Аналогичные меры по развертыванию массового производства самолетов в 1941 году продвинулись настолько далеко, что русские смогли быстро оправиться от сокрушительных потерь июня—июля 41-го.

В ходе войны русские несли тяжелые потери, но мастерство их летчиков-истребителей постоянно росло, в то время как качество подготовки пилотов люфтваффе постоянно падало. То, что Германия не располагала четырехмоторными стратегическими бомбардировщиками, позволило русским развернуть множество заводов и летных школ за пределами досягаемости тактических бомбардировщиков люфтваффе. В результате немцам пришлось иметь дело с их продукцией, когда она поступала на фронт.

С конца 1942 года русская воздушная мощь превратилась в неодолимый поток, который набирал силу с каждым месяцем»1.

Немецкий генерал В. Швабедиссен, анализируя действия советской авиации в период войны, пишет: «Советские истребители понесли чрезвычайно высокие потери в начале боевых действий и до наступления зимы не могли помешать немецкой авиации господствовать в воздухе. Тем не менее советское командование успешно сохранило свои производственные мощности, систему подготовки пилотов, службы снабжения и ремонта. Это создало необходимые условия для восстановления истребительной авиации. В то же время советские пилоты приобрели необходимый боевой опыт и своими усилиями способствовали достижению этой

1 ^ Толивер Р. и др. Лучший ас Второй мировой войны. М.. 2000. С. 179, 181.

79

цели. Таким образом, в отношении советской истребительной авиации можно сказать, что она относительно успешно перенесла самые трудные времена»1.

Благополучный выход из крайне трудного положения был во многом предопределен напряженным трудом работников авиационной промышленности. Как уже говорилось, заводы перешли на круглосуточную работу. Работали без выходных. Весь руководящий и инженерный состав перевели на казарменное положение.

Перелом произошел уже в начале 1942 года — в январе в воинские части направили 900 новых машин. На Волге и за Уралом входили в строй заводы-переселенцы. Поскольку враг был отброшен достаточно далеко от Москвы, в столице быстро возрождалась производственная жизнь на моторных и самолетных предприятиях, откуда в октябре вывезли почти все оборудование. В феврале вернулся ЦАГИ со всем своим уникальным имуществом. На удивление, за время вынужденного путешествия на Восток и обратно ничего не потеряли. Вернулись в Москву и некоторые конструкторские бюро.

Все это позволило динамично наращивать выпуск самолетов и моторов.


^ Выпуск боевых самолетов в СССР и Германии во время войны (тыс. штук)2





1941

1942

1943

1944

1945

СССР

8,2*

21,7

29,9

33,2

19,1**

Германия

9,5

12,9

22,1

34,4

2,5***

* — второе полугодие,

** — январь—август 45-го,

*** — январь 45-го

1 Швабедиссен В. Сталинские соколы. Минск, 2001. С. 89.

2 Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне. М., 1990. С. 15.

80

Стоит отметить, что в 1940 году немецкая промышленность выпустила 8,1 тыс. боевых самолетов, так что по новым самолетам в момент нападения на СССР немецкая армия имела определенные преимущества. Поскольку гитлеровское командование рассчитывало в течение двух-трех месяцев захватить весь потенциал русской авиационной промышленности (поэтому поначалу некоторые самолетостроительные заводы России не включались в число целей воздушных налетов люфтваффе), производство боевых самолетов в Германии в 1941 — 1942 годах расширялось относительно медленно. В 1943 году обстановка на фронтах круто изменилась. Германская авиационная промышленность, несмотря на начавшиеся разрушительные налеты английских и американских бомбардировщиков на военные объекты, делает отчаянный рывок вперед. Но уже поздно. Преимущество в производстве военной техники и господство в воздухе, как на Западе, так и на Востоке, переходит к союзникам.

Танкостроение уже в годы войны пережило второе рождение. Закономерно, что уже перед войной между конструкторами наиболее развитых стран шла напряженная борьба за создание танков, обладающих лучшими боевыми характеристиками. В СССР в тридцатые годы слишком увлеклись большим количеством легких, колесных танков, тем не менее наши конструкторы все же успели создать новые модели средних и тяжелых танков. В боях они оказались не хуже германских, а «Т-34» заслуженно считается лучшим средним танком Второй мировой войны.

По общему количеству выпущенных танков и самоходок за весь период войны советские танкостроители почти в два раза превысили соответствующие показатели танковых заводов Германии. Однако успех пришел не сразу...

Осенью сорок первого Ленинград, где изготовляли тяжелые танки «KB», оказался в блокадном кольце. Несколько тысяч рабочих Кировского завода с их

81

семьями удалось эвакуировать на Урал, а технологическое оборудование осталось в осажденном городе. Оно использовалось в основном для ремонта пострадавших в боях машин.

Танковый завод в Харькове, где освоили производство «Т-34», в это же время в связи с тем, что гитлеровские войска прорвались на левый берег Днепра, пришлось срочно эвакуировать. Тоже на Урал, но уже не только рабочих с семьями, но и со всеми необходимыми станками и другим оборудованием.

Какое-то время единственным производителем «тридцатьчетверок» был Сталинградский тракторный завод (СТЗ), перестройка которого на военный лад еще не закончилась. На фронте требовалось 12—15 тысяч новых средних танков, а СТЗ сумел изготовить за год немногим более одной тысячи.

Чтобы хоть частично смягчить танковый голод, пришлось резко увеличить выпуск легких танков с автомобильным мотором. Главное преимущество такого танка состояло в том, что в нем использовались уже освоенные в производстве 70-сильный автомобильный двигатель, другие узлы и агрегаты. Неслучайно Горьковский автозавод первым наладил его массовое производство. За короткий срок было выпущено свыше 6 тыс. дешевых бронированных машин, которые сыграли свою непростую роль в начальный период Отечественной войны. В 1942 году им на помощь пришли легкие танки «Т-70». От предыдущей модели они отличались более мощным вооружением и силовой установкой. 45-миллиметровая пушка и спаренный с ней пулемет были прикрыты литой маской. В ту трудную пору по калибру пушки и толщине брони «Т-70» превосходил немецкий средний танк «Pz-III», который в 1941 — 1942 годах служил основной боевой машиной танковых дивизий вермахта.

Массовый выпуск легких танков помог сдержать мощные удары со стороны гитлеровских войск, частично возместив огромные потери советских броне-

82

танковых войск. Однако чтобы добиться перелома в войне, нужны были качественно иные, в первую очередь средние, а также тяжелые танки.

Средний танк «Т-34», прежде чем стать легендарной «тридцатьчетверкой», пережил долгие и мучительные роды. Уже после того, как его приняли на вооружение и запустили в серию, терзания и боль не прекратились. Незадолго до начала войны заместитель наркома обороны, маршал Г. Кулик, ссылаясь на испытания первых выпущенных машин, запретил их производство. Только упорное сопротивление танкостроителей заставило военных пересмотреть скоропалительно принятое решение. О невысокой профессиональной подготовке маршала Кулика свидетельствуют также признания немецких генералов. Так, немецкий специалист Ф. Мелентин в своей книге «Танковые сражения» признает, что одним из главных факторов, почему Германия упустила победу, «явились высокие качества русских танков. В 1941 году ни один из наших танков не мог сравниться с «Т-34», имевшим 50-миллиметровую броню, 75-миллиметровую пушку с большой начальной скоростью снаряда и обладавшим довольно высокой скоростью при прекрасной проходимости». При этом он ссылается и на генерала Гудериана, который сделал для себя важный вывод после танкового боя под Орлом: «Множество русских танков «Т-34» приняли участие в бою и нанесли тяжелые потери немецким танкам. Качественное превосходство, которое мы имели до сих пор, отныне перешло к противнику»1.

Всего за годы войны было выпущено около 59 тысяч «тридцатьчетверок», причем больше половины из них были изготовлены заводом 183, когда он работал в Харькове и Нижнем Тагиле. На втором месте — горьковское «Красное Сормово». На третьем (тоже призовом!) — Челябинский Кировский завод, сформированный на базе тракторного. К началу войны здесь рабо-

1 Мелентин Ф. Танковые сражения. М., 1998. С. 180, 189.

83

тало 15 тысяч человек. Осенью сорок первого к ним прибыло еще 7,5 тысячи рабочих и специалистов с Ленинградского Кировского (бывшего Путиловского) завода. Переезд был совсем нелегким. Взять с собой багажа разрешали не более 20 кг на человека, а ехать предстояло в зиму и не на юг... Ленинградцами укомплектовали основные танковые цехи, строительство некоторых из них к тому времени еще не закончилось.

Три тысячи опытных работников прибыли из Харькова, более двух тысяч — из Сталинграда, еще тысяча — из Москвы. Кроме того, 10 тысяч новичков были местными, разного возраста и специальностей... В период становления огромного танкового завода его директором был А. Горегляд, остававшийся одновременно заместителем наркома1.

Осенью 1943 года, т.е. после битвы на Курской дуге, в войска начат поступать усовершенствованный вариант тяжелого танка «КВ-85». Параллельно на Кировском заводе в Челябинске разрабатывались новые тяжелые машины «ИС-1» и «ИС-2». Они отличались друг от друга вооружением. В 1944 году в частях появилась модернизированная модель «ИС-2» с пушкой 122 мм. Ее снаряд с начальной скоростью 781 м/с позволял поражать все появившиеся в то время новые типы немецких танков, на всех реальных дистанциях боя. Так, на испытательном полигоне под Москвой «ИС-2» поразил немецкую «пантеру» с расстояния 1500 м. При этом снаряд пробил ее лобовую броню и, не утратив всей своей энергии, прошил все внутренности, ударил в кормовой лист корпуса, оторвал его и отбросил на несколько метров...

В середине 1945 года с конвейера Кировского завода в Челябинске, облегченно фыркнув едким дымом, сошел последний из 3483 изготовленных в годы войны тяжелых во всех отношениях «ИС-2». Эти танки поступали на вооружение отдельных танковых полков.

1 Патоличев Н. Испытания на зрелость. М, 1977. С. 251—252.

84

Впервые они участвовали в проведении Корсунь-Шевченковской операции, затем — во всех крупных сражениях заключительного периода Великой Отечественной войны.

Ответственная и трудная роль в период Отечественной войны выпала на долю работников заводов, которые изготовляли пушки и минометы. Артиллерия была главной огневой силой, которая остановила наступление немецких войск на Москву и Ленинград. Она активно участвовала в разгроме 330-тысячной немецкой армии под Сталинградом, помогла выиграть тяжелейшую битву на Курской дуге. И в последующих сражениях, уже в тесном взаимодействии с танковыми соединениями и авиацией, артиллерия активно помогала ускоряющемуся продвижению русской пехоты к Берлину. При этом быстро увеличивалось количество советских орудий на каждом километре линии фронта: так, под Москвой их было 40 стволов на километр фронта, под Сталинградом — 90, на последнем этапе войны — 300. Всего артиллерия уничтожила более 70 тысяч танков с крестами на борту и свыше 21 тысячи гитлеровских самолетов. Одновременно менялось в пользу Красной армии соотношение общей численности артиллерии в воюющих армиях.


^ Количество орудий и минометов на советско-германском

фронте (тыс. единиц, без 50-мм минометов

и реактивных установок)1





Советские войска

Германские войска

22.06.41.

34,7

47,3

01.05.42.

43,6

43,0

01.11.42.

72,5

70,1

1 Оружие победы. М., 1987. С. 75.

85





Советские войска

Германские войска

01.07.43.

98,8

54,3

01.01.44.

88,9

54,6

01.01.45.

91,4

28,5


Как видно из этих данных, уже весной сорок второго артиллерийское вооружение советской и германской армий количественно выровнялось. Такой сдвиг произошел не сам по себе, а в результате огромного напряжения сил работников артиллерийских КБ и заводов, часть из которых пережила изматывающую стадию эвакуации.

В ограниченных рамках статьи невозможно осветить напряженную деятельность других отраслей народного хозяйства, активно участвовавших в формировании материально-технической и продовольственной базы Победы. И все же нельзя не сказать хотя бы несколько слов о сельских тружениках...

Дело в том, что самый тяжелый удар война нанесла по крестьянству. Если часть городского населения, работавшего на военных заводах, транспорте, в органах управления, освобождалась от службы в действующей армии, то почти все наиболее здоровые и трудоспособные сельские мужики попали на фронт. Многие молодые женщины были мобилизованы для работы в промышленности, выполнявшей военные заказы, на строительство новых предприятий, дорог и оборонительных рубежей, на заготовки торфа и леса. Общая численность трудоспособного населения в деревне в 1943 году сократилась в два раза, в том числе мужиков — почти в пять раз. Вся тяжесть крестьянской жизни легла на плечи женщин. Особенно доставалось матерям. Уставшие от боли и страха за судьбу своих детей и близких, они молча, без жалоб на несправедливость своей участи, тащили на себе ношу, с которой не справились бы

86

многие мужчины. Так, в составе трудоспособного населения колхозов доля женщин возросла с 56 до 73%, среди трактористов они составляли 55%. Половину полевых бригад и животноводческих ферм возглавляли волевые, энергичные женщины...

При этом сельское хозяйство оказалось без тракторов и автомашин. Из тех, что остались в МТС, многие были не на ходу, а запчастей достать негде. Не хватало и горючего. К тому же основную часть лошадей также мобилизовали для нужд армии. В результате производство продовольствия резко упало.


^ Производство основных видов сельскохозяйственной продукции (млн. тонн)





1940

1941

1942

1943

1944

1945

зерновые

95,5

55,9

29,7

29,4

49,1

47,2

сахарная свекла

18,0

3,3

2,1

1,3

4,1

5,5

картофель

75,9

26,4

23,8

34,9

54,9

58,1

мясо, уб. вес

4,7

4,1

1,8

1,8

2,0

2,6

молоко

33,6

25,5

15,8

16,4

22,0

26,4


Данные таблицы показывают, что самыми трудными для сельскохозяйственного производства были 1942 и 1943 годы. Опасная тенденция падения производства набрала силу под воздействием отрицательных факторов, разрушавших производительные силы крестьянских хозяйств: недостаток машинной техники, топлива, семян, минеральных удобрений, а также рабочей силы. Заметный подъем сельского хозяйства произошел только в 1944 году, когда от германских захватчиков была очищена вся территория страны.

1 Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне. М., 1990. С. 93, 112.

87

Положение в животноводстве, которое опиралось в основном на приусадебные участки колхозников, было лучше, чем в растениеводстве. Поголовье крупного рогатого скота в Российской Федерации и на Украине в 1945 году приблизилось к довоенному уровню. Высокими темпами оно увеличивалось и в Белоруссии. С восстановлением свиноводства дело обстояло хуже — сказывался дефицит твердых кормов.

Заметную роль в решении продовольственной проблемы в России в особенно трудные, последние годы войны сыграли поставки продуктов питания по ленд-лизу. Естественно, что в разные годы потребности воюющей страны менялись, и вместе с тем менялась структура поставок.

На первом этапе, когда в стране осуществлялась массовая эвакуация предприятий, были потеряны значительные территории и образовались глубокие диспропорции в военной экономике, в структуре поставок союзников преобладали отдельные виды вооружений, в том числе самолеты и танки, а также станки и другое технологическое оборудование, сырье и горючее.

Второй этап поставок по ленд-лизу (середина 1942 — середина 1943 года) имел свои особенности. В это время в СССР освоили массовый выпуск относительно дешевых самолетов, танков и артиллерийских систем нового поколения, не уступавших по своим боевым характеристикам вооружению немецкой армии. Однако основные топливные и металлургические базы все еще оставались оккупированными гитлеровскими войсками, что резко обострило дефицит металла, энергии и ряда других материалов. В таких условиях структуру поставок пришлось изменить в пользу сырьевых материалов и энергоносителей.

На третьем этапе (1943—1945 годы), после освобождения от оккупантов всей территории страны, в связи с почти полной разрухой сельского хозяйства, которое было не в состоянии прокормить более чем 170-миллионное население России, резко увеличились постав-

88

ки продовольствия, которые достигли трети всех поставок из США.

Поставки в Россию небольших объемов муки, пшеницы в зернах и сахара начались с первых месяцев 1942 года. Они существенно увеличились с октября, когда немецкие войска оккупировали Украину и Северный Кавказ. Причем в их структуре резко возросла доля мясных консервов, жиров, концентратов для приготовления супов, сухого молока и яичного порошка. Со второй половины сорок третьего года и до конца войны поступление продовольствия из США продолжало расширяться, и, наверное, каждый русский солдат тех лет до конца жизни запомнил вкус и аромат свиной тушенки, приготовленной по русскому рецепту, и неожиданный, праздничный вид омлета из американского яичного порошка...

Было серьезной ошибкой думать, что, как в сказке Ершова, после того, как крестьянина окунули сначала в ледяную воду, а затем в кипяток, с ним ничего не случилось. Так все-таки в жизни не бывает. После войны прежний крестьянин не возродился. В деревне совсем мало осталось больших семей во главе со старательным и расчетливым хозяином. Многодетная в прошлом крестьянская семья России, прижатая к земле тяжелыми условиями жизни, постепенно, но неуклонно превращалась в семью с одним ребенком, то есть не воспроизводила себя. Однако не следует забывать, что крестьянские семьи на протяжении веков служили основным источником роста численности населения России. И замены им не было и нет...

89

^ М. Б. Денисенко,

заведующий сектором лаборатории

экономики народонаселения и демографии

экономического факультета МГУ


rol-inostrannih-investicij-v-rossii-2.html
rol-iskusstva-i-hudozhestvennoj-deyatelnosti-v-zhizni-cheloveka-i-obshestva.html
rol-kommercheskih-bankov-v-rinochnoj-ekonomike.html
rol-kreditno-finansovoj-sistemi-v-razvitii-predprinimatelstva.html
rol-kulturnoj-kommunikacii-v-sovremennom-obshestve.html
rol-lesnogo-kompleksa-v-kontekste-realizacii-strategicheskih-prioritetov-rossii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/8-903-232-85-25-osnovnoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnologiya-torgovli-i-torgovoe-oborudovanie-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-upravleniya-menedzhment.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-primenenie-teorii-ambivalentnih-sistem-v-g-kirij-ambivalentnie-sistemi.html
  • exam.bystrickaya.ru/vvedenie-v-nastolnuyu-poligrafiyu-chast-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-politologiya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchreditel-plan-massovih-meropriyatij-so-shkolnikami.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-prisoedineniya-gosudarstv-chlenov-evrazijskogo-ekonomicheskogo-soobshestva-k-tamozhennomu-soyuzu-respubliki-belarus-respubliki-kazahstan-i-rossijskoj-federacii.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnik-ventilyaciya-proektirovanie-montazh-ekspluataciya-spravochnik-ventilyaciya-proektirovanie-montazh-ekspluataciya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ocenka-aktivov-obyazatelstv-dohodov-i-rashodov-kursovaya-2009.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vozmozhnie-teksti-dlya-gruppi-menedzheri-dvs-poyasnitelnaya-zapiska-analiz-psihologicheskih-issledovanij-v-shkole.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-ch-u-ledbiter-po-tu-storonu-smerti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zheleznodorozhnie-stancii-i-uzli-nazvanie.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gorodskom-festivale-studencheskogo-tvorchestva-vesna-studencheskaya-2011.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-gruppi-rib-ih-rol-v-prirode-i-prakticheskoe-znachenie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/poiski-bolee-racionalnogo-sposoba-resheniya-sistem-linejnih-uravnenij-s-dvumya-peremennimi-metodom-podstanovki.html
  • student.bystrickaya.ru/332-metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadach-1-2-kontrolnoj-raboti-2-dlya-studentov-zet-iv.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovogo-proekta.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/investicionnij-klimat.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vindzorskie-nasmeshnici.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rerihovskie-chteniya-na-ivanovskoj-zemle-n-k-rerih-i-ivanovskij-kraj.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cel-proekta-rekonstrukciya-kompleksa-pod-svinovodcheskij-kompleks-moshnostyu-50-tisyach-golov-v-god-na-baze-ooo-centralnoe.html
  • student.bystrickaya.ru/1926-god-1959-god-1970-god-nasilstvennoj-totalnoj-repressivnoj-deportacii-bili-podvergnuti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-18-1-informatika-v-fgos-i-primernoj-osnovnoj-obrazovatelnoj-programme-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5---512-metodicheskie-rekomendacii-po-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov-gosudarstvennih.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ul-komsomolskaya-125-flag-leninskogo-rajona-geograficheskoe-polozhenie-leninskogo-rajona-goroda-stavropolya-territoriya-zemli.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-napravleniya-podgotovki-specialnosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplom-v-oblasti-politicheskih-nauk.html
  • learn.bystrickaya.ru/goryachev-a-v-avtor-vipuska-volkova-t-o.html
  • spur.bystrickaya.ru/mchs-rossii-po-samarskoj-oblasti-za-pomoshyu-tehnikoj-i-lichnim-sostavom-takzhe-shtab-dolzhen-reshit-vopros-kak-perekrit-lyuboj-zaezd-v-les-do-okonchaniya-pozhar.html
  • abstract.bystrickaya.ru/392-vizov-istini-sovremennomu-cheloveku-yu-a-gusev-mentalno-fizicheskij-plan-realnosti-tvoj-vzglyad-da-budet.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdu-lyublinom-i-rimanovom-rossijskij-evrejskij-kongress.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-v-f-tendryakova-shestdesyat-svechej-11-golubeva-t-v-11-on-budil-misli-i-sovest.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskaya-pravda-10122010-pensiya-chem-ranshe-tem-luchshe-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-10-dekabrya-2010-goda.html
  • reading.bystrickaya.ru/ledi-programmist-posobie-dlya-prepodavatelej-russkogo-yazika-vedushih-zanyatiya-s-inostrannimi-studentami-obuchayushimisya.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-240100.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.