.RU

Социальные аспекты художественно-религиозной целостности

Е.Г.Яковлев

На социальном уровне эта внутренняя противоречивость обнаруживалась в том, как искусство и религия относились к человеку, ибо и для искусства и для религии человек является главным предметом: и религия и искусство, каждая по-своему, пытаются ответить на вопрос о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, определить его место в мироздании.

Для искусства характерно стремление в первую очередь раскрыть тайну человеческого земного бытия во всей ее сложности, его основным предметом является человек как социальный феномен. Вместе с тем искусство немыслимо без отражения в нем неповторимой индивидуальности художника, богатства его субъективности. История искусства в определенном смысле есть история взаимопроникновения развивающихся сторон объективной реальности — природы, социальной действительности, понятой как развернутое духовное богатство социального человека, и художника во всем его эстетическом своеобразии.

Именно поэтому перед искусством всегда стоит великая альтернатива: 1) абсолютизируя объект, схватывая «состояние мира» (Гегель), оно часто теряет человека, его индивидуальность, его личностное бытие; 2) углубляясь в субъект, абсолютизируя его личностный мир, оно подчас утрачивает социальную перспективу, без которой оно невозможно как искусство. Но подлинно великое искусство, преодолевая трагические заблуждения, способно преодолеть эту альтернативу, отстаивая и защищая свободу и красоту человека и как личности и как социального существа, так как это искусство улавливает поступь социального прогресса.

Такое искусство возникает тогда, когда возникает гармония объекта и субъекта. И такое искусство мы называем классикой, и именно оно оказывает огромное влияние на совершенствование социальной и духовной атмосферы общества. Этот процесс идет по спирали, способствуя совершенствованию социальных отношений, социальному прогрессу и развертыванию гармонически целостной личности.

Например, греческое античное искусство объективировало социально-общественные стороны личности (гражданственность, героизм, мужество, долг и т. д.) и телесность человеческого бытия. В этом искусстве органически слиты эпоха и художник (Эдипа невозможно представлять вне Софокла, так же как Медею вне Эврипида или Прометея вне Эсхила); это эпоха и художник здорового детства человечества.

Искусство европейского средневековья обнаружило новые стороны человеческого бытия. В религиозно-мистифицированной форме оно вскрыло земные состояния личности. Это искусство обратилось к таким доселе не объясненным чувствам человеческой души, как отчаяние и сострадание, умиление и умиротворение, радость и чувство возвышенного. Но это вовсе не значит, что средневековое художественное мышление, опирающееся на библейское мировосприятие, было чем-то более высоким, нежели греческая античность, и относилась к нему как геометрия Лобачевского к геометрии Эвклида. И не только герои Библии верят в будущее (вернее, даже не столько), но и античный рок преодолевается героями греческой трагедии и даже мифологии.

Искусство эпохи Возрождения начинается как синтез античности и средневековья. Искусство Возрождения соединило в единое целое телесность и духовность человеческого существа, открыло дорогу для создания образа совершенного человека и тем самым оказала великую услугу социальному прогрессу.

Будучи исторически не готовым обнажить социальные мотивы человеческого поведения, оно подготовило основания для возникновения искусства критического реализма, в котором диалектика человеческой души есть аналог диалектики социальной жизни, преломленной через призму неповторимо-индивидуального видения художника.

И, наконец, в искусстве социалистического реализма было достигнуто «полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия», были обнажены социальные, классовые корни духовного мира и поведения индивидуума; облик человека в этом искусстве предстал в многогранной полноте и богатстве.

Так на протяжении всей истории человеческой культуры истинное, великое искусство создавало образ исторически-конкретного совершенного человека. И это искусство, этот образ, становясь все более совершенным и идеальным, оказывают все более активное воздействие на духовную жизнь общества, способствуя гуманизации человеческих отношений.

Религия же стремится эту гуманистическую природу искусства интерпретировать в рамках противоречивой художественно-религиозной целостности.

Искусство, как часть этого целого, этой системы, данные рамки все время размывает, старается их разрушить; оно по природе своей эвристично, всегда ведет поиск живого реального человека. В этом смысле искусство стремится превратить идеал, как предельно обобщенную социальную идею, в образ живого человека, человека данной эпохи, чувственно-достоверного и конкретного, полного реальных земных человеческих страстей.

Так, в буддийских рельефах школы Матхуры не только в канонических образах Будды, но и через образы баядер, чувственно заостренных, полных земных страстей и желаний, воссоздается реальный человек. А иконописный образ Владимирской богоматери являет собой гимн земному, трогательному и глубокому чувству материнской любви. «...Этого выражения глаз, бесконечно любящих и бесконечно скорбных,— пишет о ней И. Грабарь,— не удается передать ни одному копиисту. Несравненная, чудесная, извечная песнь материнства — нежной, беззаветной, трогательной любви матери к ребенку».

В реальной истории человеческой культуры эта тенденция не существует столь явно и открыто. «Сикстинская мадонна» Рафаэля, иконы Андрея Рублева или скульптурные изображения Будды являются и произведениями искусства, и предметами религиозного обряда, ибо верующий человек видит в «Сикстинской мадонне» в первую очередь образ богоматери, «Троица» Андрея Рублева ассоциируется у него с соответствующими мифами православного христианства, а созерцание изображения Будды древнеиндийской художественной школы Матхура вызывает у буддиста эмоционально-религиозное состояние.

И все же эти предметы культового поклонения являются произведениями искусства. Что же делает их таковыми? Именно то, что, несмотря на свое культовое назначение, они многозначны, несут в себе нечто большее — они по-своему отражают существенные стороны исторически конкретного бытия того или иного народа, той или иной страны и ее культуры. Искусство никогда не может однозначно решать вопрос о служении тем или иным социальным силам или идеям, оно отражает мир совокупно, во всей его многогранности. Например, обряды древнегреческих и древнеримских религий давно умерли, а с ними и обрядовое культовое значение древней скульптуры. Но они продолжают жить как произведения искусства, продолжают жить и доставлять людям высокое эстетическое наслаждение - А. В. Луначарский по этому поводу метко заметил: «Эти боги (античные.— Е. Я.) умерли, поэтому они прекрасны».

Подлинно художественными являются те образы прошлого, которые не утратили своего эстетического значения несмотря на то, что социальная, классовая основа и духовная атмосфера, в которой они родились, умерли. Это связано со специфическими коммуникативными функциями искусства. Искусство должно давать определенную сумму информации о реальных ценностях человеческого бытия. В этом потоке информации могут присутствовать и иллюзорные сведения, возникшие в результате влияния на искусство ложных идей (религиозных, в частности), что придает художественному образу характер не совсем адекватного отражения, но в этом образе не может не быть значительной доли реального содержания, иначе он перестает быть художественным, а его материализованное бытие — произведением искусства.

На эту сложную коммуникативную природу средневекового искусства, обусловленную его многозначностью, указывал А. В. Луначарский, говоря, что одной из форм смерти религии является перенесение ее идей, чувств, церемоний в сферу явно художественную, в сферу светского зрелища.

В этой мысли А. В. Луначарского верно схвачено то, что подлинно художественное произведение не может быть однозначным, не может быть функционально связано только с каким-то одним идеологическим уровнем, в данном случае с религиозным сознанием и церковью,— конкретным материальным носителем и реализатором религиозной идеологии.

Произведение искусства, когда бы оно ни было создано, постоянно должно давать человеку чувство счастья, в эмоциональной форме раскрывать перед ним богатство жизни, постоянно возвращать его к реальному миру, делать его способным более глубоко понимать и ощущать этот мир. Вот почему «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Троица» Андрея Рублева, «Будда» индусской школы Матхура являются великими произведениями искусства, несмотря на то, что вместе с тем они являются предметами культового поклонения.

Искусству присущи внутренние, имманентные законы развития, которые подчас оказываются вне поверхностного влияния тех или иных социальных и идеологических процессов и, несмотря на попытки субъективистски отвергнуть их, проходят испытание временем и становятся классическими, входя в золотой фонд человеческой культуры. Именно поэтому древние художественные произведения, религиозные по форме и функциональному назначению, не теряют своего значения для современной культуры и часто понимаются сегодня более глубоко, чем во времена их создания. Так, отвергнутые средневековой идеологией произведения античного искусства вновь предстали перед изумленным взором Европы нового времени. А церковная живопись Андрея Рублева дает возможность более глубоко понять национальные традиции русского искусства, воспитывать в советском человеке чувство патриотизма и национальной гордости.

Религиозные же художественные произведения, созданные в строгом соответствии с церковными принципами, не способны устанавливать подобные связи между человеком и действительностью. Оставаясь предметами только культового обряда, они умирают вместе со своим временем, так как их информация иллюзорна, поверхностна, исторически преходяща.


razdel-3-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-oficialnimi-periodicheskimi-spravochno-bibliograficheskimi-izdaniyami-nauchnoj-literaturoj.html
razdel-3-operativno-rozisknaya-deyatelnost-programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti.html
razdel-3-priem-i-vibitie-trudovih-migrantov-grazhdan-respubliki-belarus-rabotavshih-v-organizacii.html
razdel-3-regulirovanie-zanyatosti-naseleniya-zanyatost-naseleniya-i-ee-regulirovanie.html
razdel-3-soblyudenie-osnovnih-politicheskih-svobod-doklada-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-nizhegorodskoe.html
razdel-3-sovershenstvovanie-mehanizmov-perspektivnogo-i-operativnogo-byudzhetnogo-planirovaniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/jom-kipur-den-iskupleniya-enciklopediya-iudaizma.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-2-stati-2-zakona-kirovskoj-oblasti-ot-06062007-132-zo-o-gosudarstvennih-dolzhnostyah-kirovskoj-oblasti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-kraevih-sorevnovanij-po-mini-futbolu-v-ramkah-obsherossijskogo-proekta-mini-futbol-v-shkolu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-realizacii-prava-na-obrazovanie-detej-s-sindromom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-po-predmetu-muzikalnij-instrument.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-30-peresmotr-vstupivshih-v-zakonnuyu-silu-reshenij-uchebnik-dlya-vuzov-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhas-malmdermen-atarilatin-zhmis-zhospari-masati.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/patologicheskaya-anatomiya-selskohozyajstvennih-zhivotnih-chast-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/korrekciya-emocionalnogo-razvitiya-rebenka-uchebnoe-posobie-adresovano-studentam-fakultetov-i-otdelenij-po-podgotovke.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-obshestvennoj-palate-kurganskoj-oblasti.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predmet.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-4-refleksivno-analiticheskaya-zapiska-samoocenka-professionalnih-norm-povedeniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-podgotovki-k-ekzamenu-po-russkomu-yaziku-v-pomosh-abiturientam-postupayushim-v-medicinskij-kolledzh-na-baze-9-11-klassov-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-a-petrova-sovremennie-podhodi-k-organizacii-semejnogo-vospitaniya-e-a-lobanova-zav-kafedroj-doshkolnoj-pedagogiki-i-psihologii.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-integrirovannogo-uroka-literaturi-i-anglijskogo-yazika-v-5-aklasse-po-povesti-m-tvena-priklyucheniya-toma-sojera.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/imaginalnie-cestodozi-loshadej-i-sobak.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-nizhegorodskij-gosudarstvennij-universitet-im-n-i-lobachevskogo-nacionalnij-issledovatelskij-universitet-grishin-i-d.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/video-i-proekcionnoe-oborudovanie-shkolnogo-kabineta-fiziki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-a-andreev-isbn-5-87315-005-2-izdatelstvo-russika-stranica-6.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhshs-rauan-balabashasi-tairibi-nazar-sal-zhayau-adam-dajindaan.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoj-discipline-gidravlicheskie-i-pnevmaticheskie-sistemi-dlya-specialnosti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-dv-2-hudozhestvennoe-redaktirovanie-izdanij-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavriata-050100-62-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istochnik-penza-press-16092008-bryanskaya-oblastdobrosovestnie-arendatori-smogut-vikupit-zanimaemie-ploshadi.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-080100-62-ekonomika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/so-strahovoj-kompaniej-po-povodu-dtp-mi-chasto-okazivaemsya-v-situacii-kogda-naglie-chinovniki-ili-moshenniki-polzuyutsya.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-mestonahozhdenie-pochtovij-adres-i-adres-elektronnoj-pochti-nomer-kontaktnogo-telefona-zakazchika-upolnomochennogo-organa-specializirovannoj-organ.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-grazhdanskij-process-annotirovannij-bibliograficheskij-ukazatel.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vii-tematicheskoe-planirovanie-i-osnovnie-vidi-deyatelnosti-uchashihsya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-kursovih-i-vipusknih-kvalifikacionnih-rabotah-na-programme-bakalavrov-ekonomicheskogo-fakulteta-mgu-utverzhdeno-uchenim-sovetom-ekonomicheskogo-fakulteta-27-06-2008.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-221400-62-upravlenie-kachestvom-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovi-biznesa.html
  • lecture.bystrickaya.ru/532-soderzhanie-kursa-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-umk-perspektivnaya-nachalnaya-shkola.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-vipusk-2-moskva-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/diplomdi-zhmis-zhoari-ou-orindarinda-oritindi-kezede-mzhmbs-zhne-mamanditi-ou-zhosparimen-sjkes-orindaladi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-moskva-2006-odobren-na-zasedanii-kafedri-gumanitarnih-i-socialno-ekonomicheskih-disciplin-protokol-5-ot-25-maya-2006-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.