.RU

Социальные аспекты художественно-религиозной целостности

Е.Г.Яковлев

На социальном уровне эта внутренняя противоречивость обнаруживалась в том, как искусство и религия относились к человеку, ибо и для искусства и для религии человек является главным предметом: и религия и искусство, каждая по-своему, пытаются ответить на вопрос о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, определить его место в мироздании.

Для искусства характерно стремление в первую очередь раскрыть тайну человеческого земного бытия во всей ее сложности, его основным предметом является человек как социальный феномен. Вместе с тем искусство немыслимо без отражения в нем неповторимой индивидуальности художника, богатства его субъективности. История искусства в определенном смысле есть история взаимопроникновения развивающихся сторон объективной реальности — природы, социальной действительности, понятой как развернутое духовное богатство социального человека, и художника во всем его эстетическом своеобразии.

Именно поэтому перед искусством всегда стоит великая альтернатива: 1) абсолютизируя объект, схватывая «состояние мира» (Гегель), оно часто теряет человека, его индивидуальность, его личностное бытие; 2) углубляясь в субъект, абсолютизируя его личностный мир, оно подчас утрачивает социальную перспективу, без которой оно невозможно как искусство. Но подлинно великое искусство, преодолевая трагические заблуждения, способно преодолеть эту альтернативу, отстаивая и защищая свободу и красоту человека и как личности и как социального существа, так как это искусство улавливает поступь социального прогресса.

Такое искусство возникает тогда, когда возникает гармония объекта и субъекта. И такое искусство мы называем классикой, и именно оно оказывает огромное влияние на совершенствование социальной и духовной атмосферы общества. Этот процесс идет по спирали, способствуя совершенствованию социальных отношений, социальному прогрессу и развертыванию гармонически целостной личности.

Например, греческое античное искусство объективировало социально-общественные стороны личности (гражданственность, героизм, мужество, долг и т. д.) и телесность человеческого бытия. В этом искусстве органически слиты эпоха и художник (Эдипа невозможно представлять вне Софокла, так же как Медею вне Эврипида или Прометея вне Эсхила); это эпоха и художник здорового детства человечества.

Искусство европейского средневековья обнаружило новые стороны человеческого бытия. В религиозно-мистифицированной форме оно вскрыло земные состояния личности. Это искусство обратилось к таким доселе не объясненным чувствам человеческой души, как отчаяние и сострадание, умиление и умиротворение, радость и чувство возвышенного. Но это вовсе не значит, что средневековое художественное мышление, опирающееся на библейское мировосприятие, было чем-то более высоким, нежели греческая античность, и относилась к нему как геометрия Лобачевского к геометрии Эвклида. И не только герои Библии верят в будущее (вернее, даже не столько), но и античный рок преодолевается героями греческой трагедии и даже мифологии.

Искусство эпохи Возрождения начинается как синтез античности и средневековья. Искусство Возрождения соединило в единое целое телесность и духовность человеческого существа, открыло дорогу для создания образа совершенного человека и тем самым оказала великую услугу социальному прогрессу.

Будучи исторически не готовым обнажить социальные мотивы человеческого поведения, оно подготовило основания для возникновения искусства критического реализма, в котором диалектика человеческой души есть аналог диалектики социальной жизни, преломленной через призму неповторимо-индивидуального видения художника.

И, наконец, в искусстве социалистического реализма было достигнуто «полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия», были обнажены социальные, классовые корни духовного мира и поведения индивидуума; облик человека в этом искусстве предстал в многогранной полноте и богатстве.

Так на протяжении всей истории человеческой культуры истинное, великое искусство создавало образ исторически-конкретного совершенного человека. И это искусство, этот образ, становясь все более совершенным и идеальным, оказывают все более активное воздействие на духовную жизнь общества, способствуя гуманизации человеческих отношений.

Религия же стремится эту гуманистическую природу искусства интерпретировать в рамках противоречивой художественно-религиозной целостности.

Искусство, как часть этого целого, этой системы, данные рамки все время размывает, старается их разрушить; оно по природе своей эвристично, всегда ведет поиск живого реального человека. В этом смысле искусство стремится превратить идеал, как предельно обобщенную социальную идею, в образ живого человека, человека данной эпохи, чувственно-достоверного и конкретного, полного реальных земных человеческих страстей.

Так, в буддийских рельефах школы Матхуры не только в канонических образах Будды, но и через образы баядер, чувственно заостренных, полных земных страстей и желаний, воссоздается реальный человек. А иконописный образ Владимирской богоматери являет собой гимн земному, трогательному и глубокому чувству материнской любви. «...Этого выражения глаз, бесконечно любящих и бесконечно скорбных,— пишет о ней И. Грабарь,— не удается передать ни одному копиисту. Несравненная, чудесная, извечная песнь материнства — нежной, беззаветной, трогательной любви матери к ребенку».

В реальной истории человеческой культуры эта тенденция не существует столь явно и открыто. «Сикстинская мадонна» Рафаэля, иконы Андрея Рублева или скульптурные изображения Будды являются и произведениями искусства, и предметами религиозного обряда, ибо верующий человек видит в «Сикстинской мадонне» в первую очередь образ богоматери, «Троица» Андрея Рублева ассоциируется у него с соответствующими мифами православного христианства, а созерцание изображения Будды древнеиндийской художественной школы Матхура вызывает у буддиста эмоционально-религиозное состояние.

И все же эти предметы культового поклонения являются произведениями искусства. Что же делает их таковыми? Именно то, что, несмотря на свое культовое назначение, они многозначны, несут в себе нечто большее — они по-своему отражают существенные стороны исторически конкретного бытия того или иного народа, той или иной страны и ее культуры. Искусство никогда не может однозначно решать вопрос о служении тем или иным социальным силам или идеям, оно отражает мир совокупно, во всей его многогранности. Например, обряды древнегреческих и древнеримских религий давно умерли, а с ними и обрядовое культовое значение древней скульптуры. Но они продолжают жить как произведения искусства, продолжают жить и доставлять людям высокое эстетическое наслаждение - А. В. Луначарский по этому поводу метко заметил: «Эти боги (античные.— Е. Я.) умерли, поэтому они прекрасны».

Подлинно художественными являются те образы прошлого, которые не утратили своего эстетического значения несмотря на то, что социальная, классовая основа и духовная атмосфера, в которой они родились, умерли. Это связано со специфическими коммуникативными функциями искусства. Искусство должно давать определенную сумму информации о реальных ценностях человеческого бытия. В этом потоке информации могут присутствовать и иллюзорные сведения, возникшие в результате влияния на искусство ложных идей (религиозных, в частности), что придает художественному образу характер не совсем адекватного отражения, но в этом образе не может не быть значительной доли реального содержания, иначе он перестает быть художественным, а его материализованное бытие — произведением искусства.

На эту сложную коммуникативную природу средневекового искусства, обусловленную его многозначностью, указывал А. В. Луначарский, говоря, что одной из форм смерти религии является перенесение ее идей, чувств, церемоний в сферу явно художественную, в сферу светского зрелища.

В этой мысли А. В. Луначарского верно схвачено то, что подлинно художественное произведение не может быть однозначным, не может быть функционально связано только с каким-то одним идеологическим уровнем, в данном случае с религиозным сознанием и церковью,— конкретным материальным носителем и реализатором религиозной идеологии.

Произведение искусства, когда бы оно ни было создано, постоянно должно давать человеку чувство счастья, в эмоциональной форме раскрывать перед ним богатство жизни, постоянно возвращать его к реальному миру, делать его способным более глубоко понимать и ощущать этот мир. Вот почему «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Троица» Андрея Рублева, «Будда» индусской школы Матхура являются великими произведениями искусства, несмотря на то, что вместе с тем они являются предметами культового поклонения.

Искусству присущи внутренние, имманентные законы развития, которые подчас оказываются вне поверхностного влияния тех или иных социальных и идеологических процессов и, несмотря на попытки субъективистски отвергнуть их, проходят испытание временем и становятся классическими, входя в золотой фонд человеческой культуры. Именно поэтому древние художественные произведения, религиозные по форме и функциональному назначению, не теряют своего значения для современной культуры и часто понимаются сегодня более глубоко, чем во времена их создания. Так, отвергнутые средневековой идеологией произведения античного искусства вновь предстали перед изумленным взором Европы нового времени. А церковная живопись Андрея Рублева дает возможность более глубоко понять национальные традиции русского искусства, воспитывать в советском человеке чувство патриотизма и национальной гордости.

Религиозные же художественные произведения, созданные в строгом соответствии с церковными принципами, не способны устанавливать подобные связи между человеком и действительностью. Оставаясь предметами только культового обряда, они умирают вместе со своим временем, так как их информация иллюзорна, поверхностна, исторически преходяща.


razdel-3-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-oficialnimi-periodicheskimi-spravochno-bibliograficheskimi-izdaniyami-nauchnoj-literaturoj.html
razdel-3-operativno-rozisknaya-deyatelnost-programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti.html
razdel-3-priem-i-vibitie-trudovih-migrantov-grazhdan-respubliki-belarus-rabotavshih-v-organizacii.html
razdel-3-regulirovanie-zanyatosti-naseleniya-zanyatost-naseleniya-i-ee-regulirovanie.html
razdel-3-soblyudenie-osnovnih-politicheskih-svobod-doklada-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-nizhegorodskoe.html
razdel-3-sovershenstvovanie-mehanizmov-perspektivnogo-i-operativnogo-byudzhetnogo-planirovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-14-istoriya-budushego-iii-kot-prohodyashij-skvoz-steni-robert-hajnlajn.html
  • grade.bystrickaya.ru/mirovaya-ekonomika-1-fiziko-matematicheskie-nauki-2-tehnika-tehnicheskie-nauki-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalo-shturma-oleg-moroz-krasnie-bolshe-ne-vernutsya.html
  • student.bystrickaya.ru/122-kratkie-poyasneniya-k-primeram-bibliograficheskogo-opisaniya-metodicheskie-ukazaniya-sostavitel.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-spravki-logisticheskaya-i-skladskaya-deyatelnost-rf.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-klyuchevie-ponyatiya-koncepcii-zh-piazhe-uchebnik-prednaznachen-dlya-studentov-psihologicheskih-fakultetov-universitetov.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-5-sistemnoe-ponimanie-problemi-lekciya-koncepcii-sistemi-v-sistemnom-analize.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-detskih-bibliotek-za-2010-god-svedeniya-o-muk-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-nauchnih-rabotnikov-studentov-vuzov-i-prepodavatelej-srednih-shkol.html
  • college.bystrickaya.ru/3-amortizacionnaya-politika-i-ee-vliyanie-na-denezhnij-potok-predpriyatiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stoimost-i-dohodnost-otdelnih-vidov-cennih-bumag.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primeri-opisaniya-razlichnih-zaprosov-na-viborku-informacii-informatika-i-informacionnie-tehnologii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-dostup-www-ncc-uc-ru.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-pokazateli-kachestva-sau-i-korrektiruyushie-ustrojstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-teorii-upravleniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/raznie-problemi-kotorie-voznikayut-v-domashnem-ofise-ispolzuyushem-rmnp-vvedenie-programma.html
  • school.bystrickaya.ru/15-funkcionalnie-preobrazovaniya-v-ontogeneze-formirovanie-fizicheskoj-aktivnosti-cheloveka-chast-ii-pedagogika.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-i-moj-rebyonok-poiski-vzaimoponimaniya-tipi-semejnogo-vospitaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-v-zhurnale-mod-mechta-lyuboj-zhenshini-koshmar-lyuboj-zhenshini-dobro-pozhalovat-v-ad-pod-glyancevoj-oblozhkoj-kofe-vsegda-holodnij-i-nevkusnij-stranica-26.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-vozniknovenie-i-razvitie-borbi-dzyudo-kak-strojnoj-sistemi-vospitaniya-cheloveka.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-realizaciya-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-ou-programma-razvitiya-liceya-osnovnie-zadachi-programmi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/babij-bunt-vedomosti-nikolskij-aleksej-rudneva-elena-16052006-86-str-a2.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekskurs-final-kniga-chetvertaya-mezhdu-dvumya-otvetami-kolokola-nevidimogo-grada-kitezha-rodnoj-gorod-pastuh-makarij-filadelfiya-kniga-pyataya-otkritaya-tajna-stranica-11.html
  • learn.bystrickaya.ru/furosemid-kislota-etakrinovaya-kniga-soderzhit-teksti-lekcij-avtora-po-vsem-razdelam-farmakologii-predusmotrennim.html
  • nauka.bystrickaya.ru/videlit-sleduyushie-glavnie-interpretacii-revolyucii-liberalno-vigskuyu-marksistskuyu-revizionistskuyu-i-post-revizionistskuyu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-kreditnaya-stoimost-lekcii-36-chislo-nedel-18.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-slovar-terminov-i-opredelenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080107-nalogi-i-nalogooblozhenie-moskva-2009.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnika-bezopasnosti-rukovodstvo-po-ekspluatacii-m2-soderzhanie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/net-ni-odnogo-istoricheskogo-fakta-kotoromu-ne-predshestvovalo-bi-kotorogo-ne-soprovozhdalo-bi-i-za-kotorim-ne-sledovalo-bi-izvestnoe-sostoyanie-soznaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-otchet-o-rabote-kolledzha-za-2007-2008-uchebnij-god.html
  • school.bystrickaya.ru/instruktivno-metodicheskoe.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ekzamenov-po-napravleniyu-140100-teploenergetika.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-zhizn-na-puti-pravdi-mitropolit-filaret-iz-roda-vahromeevih.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-5-setevoj-grafik-8-pismo-v-organizaciyu-9-stranica-9.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-eksperimentalnoj-biologii-i-medicini.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formirovanie-i-ispolzovanie-firmennogo-stilya-na-predpriyatiyah-turindustrii-chast-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.