.RU

Социальные аспекты художественно-религиозной целостности

Е.Г.Яковлев

На социальном уровне эта внутренняя противоречивость обнаруживалась в том, как искусство и религия относились к человеку, ибо и для искусства и для религии человек является главным предметом: и религия и искусство, каждая по-своему, пытаются ответить на вопрос о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, определить его место в мироздании.

Для искусства характерно стремление в первую очередь раскрыть тайну человеческого земного бытия во всей ее сложности, его основным предметом является человек как социальный феномен. Вместе с тем искусство немыслимо без отражения в нем неповторимой индивидуальности художника, богатства его субъективности. История искусства в определенном смысле есть история взаимопроникновения развивающихся сторон объективной реальности — природы, социальной действительности, понятой как развернутое духовное богатство социального человека, и художника во всем его эстетическом своеобразии.

Именно поэтому перед искусством всегда стоит великая альтернатива: 1) абсолютизируя объект, схватывая «состояние мира» (Гегель), оно часто теряет человека, его индивидуальность, его личностное бытие; 2) углубляясь в субъект, абсолютизируя его личностный мир, оно подчас утрачивает социальную перспективу, без которой оно невозможно как искусство. Но подлинно великое искусство, преодолевая трагические заблуждения, способно преодолеть эту альтернативу, отстаивая и защищая свободу и красоту человека и как личности и как социального существа, так как это искусство улавливает поступь социального прогресса.

Такое искусство возникает тогда, когда возникает гармония объекта и субъекта. И такое искусство мы называем классикой, и именно оно оказывает огромное влияние на совершенствование социальной и духовной атмосферы общества. Этот процесс идет по спирали, способствуя совершенствованию социальных отношений, социальному прогрессу и развертыванию гармонически целостной личности.

Например, греческое античное искусство объективировало социально-общественные стороны личности (гражданственность, героизм, мужество, долг и т. д.) и телесность человеческого бытия. В этом искусстве органически слиты эпоха и художник (Эдипа невозможно представлять вне Софокла, так же как Медею вне Эврипида или Прометея вне Эсхила); это эпоха и художник здорового детства человечества.

Искусство европейского средневековья обнаружило новые стороны человеческого бытия. В религиозно-мистифицированной форме оно вскрыло земные состояния личности. Это искусство обратилось к таким доселе не объясненным чувствам человеческой души, как отчаяние и сострадание, умиление и умиротворение, радость и чувство возвышенного. Но это вовсе не значит, что средневековое художественное мышление, опирающееся на библейское мировосприятие, было чем-то более высоким, нежели греческая античность, и относилась к нему как геометрия Лобачевского к геометрии Эвклида. И не только герои Библии верят в будущее (вернее, даже не столько), но и античный рок преодолевается героями греческой трагедии и даже мифологии.

Искусство эпохи Возрождения начинается как синтез античности и средневековья. Искусство Возрождения соединило в единое целое телесность и духовность человеческого существа, открыло дорогу для создания образа совершенного человека и тем самым оказала великую услугу социальному прогрессу.

Будучи исторически не готовым обнажить социальные мотивы человеческого поведения, оно подготовило основания для возникновения искусства критического реализма, в котором диалектика человеческой души есть аналог диалектики социальной жизни, преломленной через призму неповторимо-индивидуального видения художника.

И, наконец, в искусстве социалистического реализма было достигнуто «полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия», были обнажены социальные, классовые корни духовного мира и поведения индивидуума; облик человека в этом искусстве предстал в многогранной полноте и богатстве.

Так на протяжении всей истории человеческой культуры истинное, великое искусство создавало образ исторически-конкретного совершенного человека. И это искусство, этот образ, становясь все более совершенным и идеальным, оказывают все более активное воздействие на духовную жизнь общества, способствуя гуманизации человеческих отношений.

Религия же стремится эту гуманистическую природу искусства интерпретировать в рамках противоречивой художественно-религиозной целостности.

Искусство, как часть этого целого, этой системы, данные рамки все время размывает, старается их разрушить; оно по природе своей эвристично, всегда ведет поиск живого реального человека. В этом смысле искусство стремится превратить идеал, как предельно обобщенную социальную идею, в образ живого человека, человека данной эпохи, чувственно-достоверного и конкретного, полного реальных земных человеческих страстей.

Так, в буддийских рельефах школы Матхуры не только в канонических образах Будды, но и через образы баядер, чувственно заостренных, полных земных страстей и желаний, воссоздается реальный человек. А иконописный образ Владимирской богоматери являет собой гимн земному, трогательному и глубокому чувству материнской любви. «...Этого выражения глаз, бесконечно любящих и бесконечно скорбных,— пишет о ней И. Грабарь,— не удается передать ни одному копиисту. Несравненная, чудесная, извечная песнь материнства — нежной, беззаветной, трогательной любви матери к ребенку».

В реальной истории человеческой культуры эта тенденция не существует столь явно и открыто. «Сикстинская мадонна» Рафаэля, иконы Андрея Рублева или скульптурные изображения Будды являются и произведениями искусства, и предметами религиозного обряда, ибо верующий человек видит в «Сикстинской мадонне» в первую очередь образ богоматери, «Троица» Андрея Рублева ассоциируется у него с соответствующими мифами православного христианства, а созерцание изображения Будды древнеиндийской художественной школы Матхура вызывает у буддиста эмоционально-религиозное состояние.

И все же эти предметы культового поклонения являются произведениями искусства. Что же делает их таковыми? Именно то, что, несмотря на свое культовое назначение, они многозначны, несут в себе нечто большее — они по-своему отражают существенные стороны исторически конкретного бытия того или иного народа, той или иной страны и ее культуры. Искусство никогда не может однозначно решать вопрос о служении тем или иным социальным силам или идеям, оно отражает мир совокупно, во всей его многогранности. Например, обряды древнегреческих и древнеримских религий давно умерли, а с ними и обрядовое культовое значение древней скульптуры. Но они продолжают жить как произведения искусства, продолжают жить и доставлять людям высокое эстетическое наслаждение - А. В. Луначарский по этому поводу метко заметил: «Эти боги (античные.— Е. Я.) умерли, поэтому они прекрасны».

Подлинно художественными являются те образы прошлого, которые не утратили своего эстетического значения несмотря на то, что социальная, классовая основа и духовная атмосфера, в которой они родились, умерли. Это связано со специфическими коммуникативными функциями искусства. Искусство должно давать определенную сумму информации о реальных ценностях человеческого бытия. В этом потоке информации могут присутствовать и иллюзорные сведения, возникшие в результате влияния на искусство ложных идей (религиозных, в частности), что придает художественному образу характер не совсем адекватного отражения, но в этом образе не может не быть значительной доли реального содержания, иначе он перестает быть художественным, а его материализованное бытие — произведением искусства.

На эту сложную коммуникативную природу средневекового искусства, обусловленную его многозначностью, указывал А. В. Луначарский, говоря, что одной из форм смерти религии является перенесение ее идей, чувств, церемоний в сферу явно художественную, в сферу светского зрелища.

В этой мысли А. В. Луначарского верно схвачено то, что подлинно художественное произведение не может быть однозначным, не может быть функционально связано только с каким-то одним идеологическим уровнем, в данном случае с религиозным сознанием и церковью,— конкретным материальным носителем и реализатором религиозной идеологии.

Произведение искусства, когда бы оно ни было создано, постоянно должно давать человеку чувство счастья, в эмоциональной форме раскрывать перед ним богатство жизни, постоянно возвращать его к реальному миру, делать его способным более глубоко понимать и ощущать этот мир. Вот почему «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Троица» Андрея Рублева, «Будда» индусской школы Матхура являются великими произведениями искусства, несмотря на то, что вместе с тем они являются предметами культового поклонения.

Искусству присущи внутренние, имманентные законы развития, которые подчас оказываются вне поверхностного влияния тех или иных социальных и идеологических процессов и, несмотря на попытки субъективистски отвергнуть их, проходят испытание временем и становятся классическими, входя в золотой фонд человеческой культуры. Именно поэтому древние художественные произведения, религиозные по форме и функциональному назначению, не теряют своего значения для современной культуры и часто понимаются сегодня более глубоко, чем во времена их создания. Так, отвергнутые средневековой идеологией произведения античного искусства вновь предстали перед изумленным взором Европы нового времени. А церковная живопись Андрея Рублева дает возможность более глубоко понять национальные традиции русского искусства, воспитывать в советском человеке чувство патриотизма и национальной гордости.

Религиозные же художественные произведения, созданные в строгом соответствии с церковными принципами, не способны устанавливать подобные связи между человеком и действительностью. Оставаясь предметами только культового обряда, они умирают вместе со своим временем, так как их информация иллюзорна, поверхностна, исторически преходяща.


razdel-3-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-oficialnimi-periodicheskimi-spravochno-bibliograficheskimi-izdaniyami-nauchnoj-literaturoj.html
razdel-3-operativno-rozisknaya-deyatelnost-programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti.html
razdel-3-priem-i-vibitie-trudovih-migrantov-grazhdan-respubliki-belarus-rabotavshih-v-organizacii.html
razdel-3-regulirovanie-zanyatosti-naseleniya-zanyatost-naseleniya-i-ee-regulirovanie.html
razdel-3-soblyudenie-osnovnih-politicheskih-svobod-doklada-regionalnaya-obshestvennaya-organizaciya-nizhegorodskoe.html
razdel-3-sovershenstvovanie-mehanizmov-perspektivnogo-i-operativnogo-byudzhetnogo-planirovaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-predposilki-poyavleniya-plana-barbarossa-urok-po-novejshej-istorii-rossii-problema-vozmozhnosti-preventivnogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavnij-vrach-ivashova-irina-stanislavovna-tel-23-47-65-flag-leninskogo-rajona-geograficheskoe-polozhenie-leninskogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/utverzhden-postanovleniem-administracii-oblasti-stranica-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-na-seminare-treninge.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deti-vhodyat-pod-muziku-noktyurna-i-sadyatsya-na-stulchiki-stoyashie-u-centralnoj-steni-polukrugom-vedushij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tom-tit-tot-timoti-roderik-misterii-temnoj-luni.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturi-prikaz-ot-2010-god-rabochaya-programma-po-predmetu-russkaya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kollekciya-zapadnoevropejskoj-zhivopisi-problemi-atribucii-i-sistematizacii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/principi-puti-voina-primechanie-udobnee-chitat-s-vklyuchyonnoj-shemoj-dokumenta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-230700-prikladnaya-informatika-ekaterinburg.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vibor-uprazhnenij-styuart-makrobert.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-rasskazannaya-denisom-belovim-v-kotoroj-chitatel-s-chernogo-hoda-popadaet-v-tainstvennij-labirint-i-ubezhdaetsya-v-visokih-sluzhebno-rozisknih-kachestvah-chudesnih-sobak-porodi-rotvejler.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelstvo-vas-idet-v-obhod-vedomosti-gazeta-moskva-aleksandr-muranov29-04-2011-7-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/krioelektronika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyasnitelnim-issledovaniem-rich-r-k-politologiya-metodi-issledovaniya-per-s-angl-predisl-a-k-sokolova.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-vii-iogann-gottlib-fihte.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-auditorskoj-proverki-pravila-podachi-zayavki-na-grant-chto-takoe-granti-i-zayavki-na-nih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnomu-kursu-sravnitelnoe-pravovedenie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-tema-arhimedova-sila.html
  • crib.bystrickaya.ru/innovacionnaya-deyatelnost-kak-faktor-razvitiya-regionalnoj-sistemi-obrazovaniya-leningradskoj-oblasti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-obshee-bibliotekovedenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/noch-muzeev.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/operacij-s-ponyatiyami.html
  • control.bystrickaya.ru/brnsh-ret-engzlgen-lekciya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stroitelstvo-i-ustanovka-naplavnih-sooruzhenij-pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-s-01-07-97g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-39.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-strannoe-polutisyacheletnee-otsutstvie-zolotoj-moneti-v-evrope-viiixiii-vekov-anatolij-timofeevich-fomenko-gleb-vladimirovich-nosovskij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/portfolio-uchashihsya-kak-sredstvo-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda-v-obuchenii-uchashihsya-anglijskomu-yaziku-v-starshej-shkole.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-11-statistika-proizvoditelnosti-truda-lekciya-1-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mitropolit-andrej-sheptickij-i-uniatskaya-cerkov-v-rossii-v-godi-pervoj-mirovoj-vojni-19141918-gg.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovet-upravlyayushih-programmi-organizacii-obedinennih-nacij-po-naselennim-punktam-distr-limited.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-mer-oblastnogo-centra-nameren-uporyadochit-rabotu-marshrutok-s-pomoshyu-regionalnogo-zakona.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-rezultatov-uchebnoj-deyatelnosti-uchashihsya-po-uchebnomu-predmetu-okruzhayushij-mir.html
  • tests.bystrickaya.ru/kultura-rossii-xvii-v-31-o-n-zhuravleva-testovie-zadaniya-istoriya-rossii-10-klass-uchebnoe-posobie.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-voprosi-funkcii-vidi-i-formi-kontrolya-znanij-obuchayushihsya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.