.RU

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних - часть 8

И тут возникает проблема изучения “непосредственной” причины. Найти ее для криминолога часто не составляет труда, после чего перед ним открывается некая более “отдаленная” от преступления причина, которая в свою очередь сама является непосредственной причиной к первой причине а потом обнаруживается еще более “дальняя” и т.д. Поэтому, исходя из предложенной выше концепции предмета криминологии, при встрече с “дальней” причиной криминолог должен передать ее изучение и профилактику к психологии, педагогике, философии. Однако, допустив такую посылку, можно сразу увидеть ее недостатки. Педагог-психолог, занимающийся “фамилистикой”,[68] и показывающий, какие факторы приводят к негативному воспитанию ребенка, не занимается тем же самым в отношении школы. Ученый, специализирующийся на проблемах образования и трудных школьниках, не занимается негативным воздействием на ученика факторов макроуровня и т.д. Единственным, кто изучает эти сферы жизни и их воздействие на детерминацию преступного поведения в совокупности, является криминолог. И ему совершенно ненужно, как правильно было сказано выше, быть специалистом во всех названных областях, но что криминологу под силу, так это синтезировать результаты исследований в разных сферах, обращая внимание не только на “непосредственны” причины, но и “дальние”. И только при таком подходе профилактика преступности может быть более или менее эффективной.

Прежде чем перейти непосредственно к обоснованию предложенной концепции ранней профилактики преступности несовершеннолетних, необходимо указать, что она может являться лишь частью общей программы воспитания социально-полезных навыков и интересов, развития духовных идеалов, нравственных и правовых ценностей, задачи формирования которых гораздо шире, чем просто предупреждение преступности. Это и предупреждение просто административных правонарушений, безнадзорности, токсикомании, праздности как образа жизни, формирования активных гражданственности, патриотизма, правосознания и т.д. Но несмотря на это, предупреждение преступлений в несовершеннолетнем и во взрослом возрасте (особенно так называемой беловоротничковой преступности) как крайних форм общественно-опасного поведения является одной из центральных задач таких программ. И именно поэтому их обоснование также является предметом криминологии.

Таким образом, в соответствии с излагаемой концепцией под ранней профилактикой преступности несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и учебных заведений дошкольного и среднего общего образования, иных государственных и общественных учреждений и организаций, направленная на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них здорового правосознания[69] , социально-полезных навыков и интересов.

Система аргументов в обоснование предлагаемой концепции ранней профилактики преступности несовершеннолетних, которая: а) охватывает все несовершеннолетнее население, б) проводится как можно в более раннем возрасте.

В связи с тем, что идеи необходимости ранней профилактики преступности несовершеннолетних сегодня в условиях доминирования либерально-демократической модели воспитания не являются до конца признанными в науке и практике (особенно в контексте предложенной в дипломной работе концепции), необходимо представить систему аргументов в ее обоснование.

1. В целом предложенная во введении концепция ранней преступности несовершеннолетних соответствует международным рекомендациям по предупреждению преступности несовершеннолетних, принятых ООН. Основным документом в этой области являются Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., принятых в Эр-Рияде и утвержденных резолюцией 45/112 на 45 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее Эр-риядские руководящие принципы). Основные идеи акты заключаются в следующем. Во-первых, в п.1 изложены идеи не об устранении, нейтрализации просто криминогеных факторов этого рода преступности, а о необходимости формирования собственно антикриминогенных навыков у несовершеннолетних, о чем говорилось выше: “Участвуя в законной социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность”. Пункт 10 уточняет позицию ООН о влиянии антикриминогенных факторов: “Следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей , особенно через семью , общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу , (выделено автором) профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации”.

Во-вторых, в п. 2 указано, что меры по предупреждению преступности среди несовершеннолетних могут быть эффективны только тогда, когда предпринимаемые “усилия всего общества в целом в целях гармоничного развития подростков” поощряют развития личности “с раннего детства”[70] .

2. В литературе встречается много точек зрения, признающих важность и эффективность осуществления ранних профилактических мер для предупреждения преступности несовершеннолетних (частично они уже упоминались в разделе историографии). Так, например, это уже цитировавшиеся Пристанская О.В., Клочкова А.В., Сукало А.А., Бурмистров И.А., Первова И.Л. Сходную позицию о необходимости общепрофилактических мер разделяет исследователь из Волгограда Сибиряков С.Л. ( предлагаемая концепция ранней профилактики преступности несовершеннолетних является ее составной частью): “Самый эффективный и гуманный путь борьбы с преступностью, особенно молодежной, - общесоциальное предупреждение, т.е. комплекс мер экономического, социального, политического, правового и культурного характера, направленных на повышение уровня жизни, нравственности, социальной справедливости и защищенности всех слоев населения”[71] .

Данный небольшой обзор литературы можно закончить словами известных российских ученых Антоняна Ю.М. и Бородина С.В.: “Для криминологии давно стало аксиомой, что самое главное в борьбе с преступностью – это ранняя профилактика, состоящая в том, чтобы обеспечить надлежащие условия формирования личности, а затем не допустить перерастания “просто” антиобщественного поведения в преступное”[72] .

3. Следующим аргументом в обосновании необходимости РППН является очевидный тезис о том, что воспитать законопослушного подростка легче, чем перевоспитать трудного, конфликтного, педагогически запущенного, что порой вообще является невозможно. Антон Семенович Макаренко по этому поводу писал: “Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать… Без всякого преувеличения можно сказать, что вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудь досадных происшествиях, когда на “помощь” привлекается Уголовный кодекс. Если же происшествий нет – школьник не сорвался с подножки трамвая под колеса, стрелок из рогатки не вышиб глаз товарищу, - о проблемах воспитания не вспоминают”[73] . Макаренко говорил, что ни один раздел школьной педагогики так слабо не развит, как методика нормальной воспитательной работы. И хотя эти слова были сказаны еще в 30-е, положение с тех пор не изменилось в лучшую сторону, а в условиях либерализации образования и всей социальной сферы стало еще более затруднительным. Так например, в пособии по воспитанию детей с девиантным поведением под редакцией Рожкова М.И. указывается, что такое воспитание подразумевает включение следующих компонентов: “целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы…; актуализации всех источников нравственного опыта школьников, учебная, общественно полезная, внеклассная работа…); введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников”;[74] и т. д. И нужно заметить, что нигде на страницах этого пособия не высказывается мысль о том, что те же самые мероприятия необходимо проводить со всеми детьми – и “нормальными” в том числе, перед которыми однако ставятся приоритетные задачи другого рода: максимального развития способностей, всесторонней самореализации, самораскрытия и т.д. Можно предположить, что причиной такого дифференцированного подхода являются возникшие еще с начала европейского Просвещения (у Ж.Ж. Руссо в “Эмиле”, например) представления о том, что в процесс развития ребенка (за исключением интеллектуального) вмешиваться не стоит, так как от природы он является чистым созданием, и все нужно предоставить действию этой самой природе ребенка, которая естественным образом раскроет в нем все самое лучшее. Однако современной педагогике и психологии известно, что это не совсем так. Подробнее об этом ниже.

4. Четвертым аргументом в обосновании РППН является утвердившийся в криминологии постулат о том, что совершению преступления, как правило, предшествует формирующееся или сформировавшееся девиантное поведение. “Проведенные исследования показывают, а практика подтверждает, что основа будущего возможного антиобщественного поведения закладывается, как правило, в возрасте до 14 лет”, - указывает Сибиряков С.Л[75] . Сами же отклонения в поведении, как показывают ретроспективные исследования, изучающие биографию несовершеннолетних правонарушителей, фиксируются у большинства учащихся, начиная с первого класса[76] .

Обширные данные о раннем возникновении антиобщественного поведения у правонарушителей собраны американскими учеными. Например, А. Каждин и Л. Робинс пишут, что существуют убедительные доказательства того, что рецидив преступлений взрослых часто предваряется длительным антиобщественным поведением в детстве и юности[77] . Дж. Уайт с соавторами сообщает, что антиобщественное поведение в раннем возрасте служит лучшим показателем его продолжения в более старшем возрасте. Он добавляет: “Возникает ощущение, что эта закономерность действует даже в тех случаях, когда антиобщественной поведение замечено еще в дошкольном возрасте”[78] .


programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-030200-62-politologiya-podgotovki-bakalavra-izuchayushih-disciplinu-osnovi-teorii-kommunikacii.html
programma-proekta-po-fizike-luchshe-odin-raz-uvidet.html
programma-programma-specilnoj-korrrekcionnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-ruchnoj-trud-dlya-detej-s-umerennoj-umstvennoj.html
programma-provedeniya-vtorogo-foruma-molodih-parlamentariev-kolimi.html
programma-raboti-ix-mezhdunarodnoj-konferencii-problemi-solvatacii-i-kompleksoobrazovaniya-v-rastvorah-rabota-konferencii-budet-prohodit-po-sleduyushim-sekciyam-stranica-2.html
programma-raboti-po-ohranyaemim-rajonam-punkti-a-e-stati-8-145-stranica-48.html
  • lesson.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-3-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-obrazovatelno-nauchnoj-konferencii-studentov-kazanskogo-universiteta-2011-god.html
  • college.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-uchebnoj-disciplini-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nogi-iz-glini-stranica-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/luchshie-alpinistskie-lageri-narodi-nashej-velikoj-rodini-po-ustanovivshejsya-tradicii-otmechayut-trudovimi-podvigami.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-01-10-2009-g431-ob-organizacii-i-provedenii-5-dnevnih-sborov-po-40-chasovoj-uchebnoj-programme-po-kursu-obzh.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-uralsvyazinform-kod-emitenta-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-10-mirovoj-rinok-uslug-uchebnoe-posobie-sfera-uslug-v-sovremennom-obshestve-ekonomika-menedzhment-marketing.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pensionnij-fond-kameralnie-proverki.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskaya-distancionnaya-igra-konkurs-labirintami-znanij-k-tajnam-atlantidi-5-6-klass.html
  • school.bystrickaya.ru/m21-malceva-anna-vyacheslavovna-bibliograficheskij-ukazatel-trudov-prepodavatelej-i-sotrudnikov-sankt-peterburgskoj.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennoe-mirovoe-hozyajstvo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-strahovogo-dela-strahovoj-rinok.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-3-doklad-o-rezultatah-monitoringa-i-kontrolya-vipolneniya-municipalnogo-zadaniya-na-predostavlenie-municipalnih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-professionalnoj-perepodgotovki-mirovaya-ekonomika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/intellektuali-xxi-veka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-rezultatov-socialno-gigienicheskogo-monitoringa-za-sostoyaniem-fakticheskogo-pitaniya-naseleniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchno-proizvodstvennoe-obedinenie-elektronmash.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-dlya-lic-postupayushih-na-napravlenie-podgotovki-032700-68-filologiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/priglashenie-k-delovomu-sotrudnichestvu-stranica-11.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskaz-s-kommentariyami-kotorih-ne-menshe-chem-sam-rasskaz-stranica-12.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-usmanov-zaveduyushij-redakciej-p-v-alesov-redaktor-t-p-ulyanova-hudozhestvennij-redaktor-v-b-shimkevich-korrektori-m-e-roshal-t-v-dudova-dizajn-i-verstka-e-yu-pashej-bbk-55-653-57-stranica-13.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2008-goda-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-provedenii-vtoroj-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-innovacionnoe-razvitie-ekonomiki-rossii-resursnoe-obespechenie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-6-kommentarii-dlya-uchitelej-urok-odeyanie-sotkannoe-na-nebesah-3-urok-kommentarii-dlya-uchitelej-7.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naznachenie-i-oblast-primeneniya-poluavtomaticheskoj-svarki-pod-flyusom.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/puti-sovershenstvovaniya-turizma-kak-sredstva-vozrozhdeniya-kulturno-istoricheskih-cennostej-kaliningradskogo-anklava-chast-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-moskvi-v-2009-godu-moskva-2010.html
  • reading.bystrickaya.ru/kolyaski-matreshka.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-seminara-3-po-discipline-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-dlya-studentov-2-kursa-bakalavriata-po-napravleniyu-ekonomika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov.html
  • college.bystrickaya.ru/12-predposilki-dvizheniya-dekabristov-formirovanie-revolyucionnoj-ideologii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-kursovih-rabot-po-discipline-intellektualnie-informacionnie-sistemi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/riskove-svrzani-s-finansovite-instrumenti-konsolidiran-otchet-za-finansovoto-sstoyanie-1.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/municipalnaya-sobstvennost-kak-obekt-municipalnogo-upravleniya-na-primere-mo-gorod-arhangelsk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.