Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних - часть 8
.RU

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних - часть 8

И тут возникает проблема изучения “непосредственной” причины. Найти ее для криминолога часто не составляет труда, после чего перед ним открывается некая более “отдаленная” от преступления причина, которая в свою очередь сама является непосредственной причиной к первой причине а потом обнаруживается еще более “дальняя” и т.д. Поэтому, исходя из предложенной выше концепции предмета криминологии, при встрече с “дальней” причиной криминолог должен передать ее изучение и профилактику к психологии, педагогике, философии. Однако, допустив такую посылку, можно сразу увидеть ее недостатки. Педагог-психолог, занимающийся “фамилистикой”,[68] и показывающий, какие факторы приводят к негативному воспитанию ребенка, не занимается тем же самым в отношении школы. Ученый, специализирующийся на проблемах образования и трудных школьниках, не занимается негативным воздействием на ученика факторов макроуровня и т.д. Единственным, кто изучает эти сферы жизни и их воздействие на детерминацию преступного поведения в совокупности, является криминолог. И ему совершенно ненужно, как правильно было сказано выше, быть специалистом во всех названных областях, но что криминологу под силу, так это синтезировать результаты исследований в разных сферах, обращая внимание не только на “непосредственны” причины, но и “дальние”. И только при таком подходе профилактика преступности может быть более или менее эффективной.

Прежде чем перейти непосредственно к обоснованию предложенной концепции ранней профилактики преступности несовершеннолетних, необходимо указать, что она может являться лишь частью общей программы воспитания социально-полезных навыков и интересов, развития духовных идеалов, нравственных и правовых ценностей, задачи формирования которых гораздо шире, чем просто предупреждение преступности. Это и предупреждение просто административных правонарушений, безнадзорности, токсикомании, праздности как образа жизни, формирования активных гражданственности, патриотизма, правосознания и т.д. Но несмотря на это, предупреждение преступлений в несовершеннолетнем и во взрослом возрасте (особенно так называемой беловоротничковой преступности) как крайних форм общественно-опасного поведения является одной из центральных задач таких программ. И именно поэтому их обоснование также является предметом криминологии.

Таким образом, в соответствии с излагаемой концепцией под ранней профилактикой преступности несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и учебных заведений дошкольного и среднего общего образования, иных государственных и общественных учреждений и организаций, направленная на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них здорового правосознания[69] , социально-полезных навыков и интересов.

Система аргументов в обоснование предлагаемой концепции ранней профилактики преступности несовершеннолетних, которая: а) охватывает все несовершеннолетнее население, б) проводится как можно в более раннем возрасте.

В связи с тем, что идеи необходимости ранней профилактики преступности несовершеннолетних сегодня в условиях доминирования либерально-демократической модели воспитания не являются до конца признанными в науке и практике (особенно в контексте предложенной в дипломной работе концепции), необходимо представить систему аргументов в ее обоснование.

1. В целом предложенная во введении концепция ранней преступности несовершеннолетних соответствует международным рекомендациям по предупреждению преступности несовершеннолетних, принятых ООН. Основным документом в этой области являются Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., принятых в Эр-Рияде и утвержденных резолюцией 45/112 на 45 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее Эр-риядские руководящие принципы). Основные идеи акты заключаются в следующем. Во-первых, в п.1 изложены идеи не об устранении, нейтрализации просто криминогеных факторов этого рода преступности, а о необходимости формирования собственно антикриминогенных навыков у несовершеннолетних, о чем говорилось выше: “Участвуя в законной социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность”. Пункт 10 уточняет позицию ООН о влиянии антикриминогенных факторов: “Следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей , особенно через семью , общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу , (выделено автором) профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации”.

Во-вторых, в п. 2 указано, что меры по предупреждению преступности среди несовершеннолетних могут быть эффективны только тогда, когда предпринимаемые “усилия всего общества в целом в целях гармоничного развития подростков” поощряют развития личности “с раннего детства”[70] .

2. В литературе встречается много точек зрения, признающих важность и эффективность осуществления ранних профилактических мер для предупреждения преступности несовершеннолетних (частично они уже упоминались в разделе историографии). Так, например, это уже цитировавшиеся Пристанская О.В., Клочкова А.В., Сукало А.А., Бурмистров И.А., Первова И.Л. Сходную позицию о необходимости общепрофилактических мер разделяет исследователь из Волгограда Сибиряков С.Л. ( предлагаемая концепция ранней профилактики преступности несовершеннолетних является ее составной частью): “Самый эффективный и гуманный путь борьбы с преступностью, особенно молодежной, - общесоциальное предупреждение, т.е. комплекс мер экономического, социального, политического, правового и культурного характера, направленных на повышение уровня жизни, нравственности, социальной справедливости и защищенности всех слоев населения”[71] .

Данный небольшой обзор литературы можно закончить словами известных российских ученых Антоняна Ю.М. и Бородина С.В.: “Для криминологии давно стало аксиомой, что самое главное в борьбе с преступностью – это ранняя профилактика, состоящая в том, чтобы обеспечить надлежащие условия формирования личности, а затем не допустить перерастания “просто” антиобщественного поведения в преступное”[72] .

3. Следующим аргументом в обосновании необходимости РППН является очевидный тезис о том, что воспитать законопослушного подростка легче, чем перевоспитать трудного, конфликтного, педагогически запущенного, что порой вообще является невозможно. Антон Семенович Макаренко по этому поводу писал: “Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать… Без всякого преувеличения можно сказать, что вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудь досадных происшествиях, когда на “помощь” привлекается Уголовный кодекс. Если же происшествий нет – школьник не сорвался с подножки трамвая под колеса, стрелок из рогатки не вышиб глаз товарищу, - о проблемах воспитания не вспоминают”[73] . Макаренко говорил, что ни один раздел школьной педагогики так слабо не развит, как методика нормальной воспитательной работы. И хотя эти слова были сказаны еще в 30-е, положение с тех пор не изменилось в лучшую сторону, а в условиях либерализации образования и всей социальной сферы стало еще более затруднительным. Так например, в пособии по воспитанию детей с девиантным поведением под редакцией Рожкова М.И. указывается, что такое воспитание подразумевает включение следующих компонентов: “целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы…; актуализации всех источников нравственного опыта школьников, учебная, общественно полезная, внеклассная работа…); введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников”;[74] и т. д. И нужно заметить, что нигде на страницах этого пособия не высказывается мысль о том, что те же самые мероприятия необходимо проводить со всеми детьми – и “нормальными” в том числе, перед которыми однако ставятся приоритетные задачи другого рода: максимального развития способностей, всесторонней самореализации, самораскрытия и т.д. Можно предположить, что причиной такого дифференцированного подхода являются возникшие еще с начала европейского Просвещения (у Ж.Ж. Руссо в “Эмиле”, например) представления о том, что в процесс развития ребенка (за исключением интеллектуального) вмешиваться не стоит, так как от природы он является чистым созданием, и все нужно предоставить действию этой самой природе ребенка, которая естественным образом раскроет в нем все самое лучшее. Однако современной педагогике и психологии известно, что это не совсем так. Подробнее об этом ниже.

4. Четвертым аргументом в обосновании РППН является утвердившийся в криминологии постулат о том, что совершению преступления, как правило, предшествует формирующееся или сформировавшееся девиантное поведение. “Проведенные исследования показывают, а практика подтверждает, что основа будущего возможного антиобщественного поведения закладывается, как правило, в возрасте до 14 лет”, - указывает Сибиряков С.Л[75] . Сами же отклонения в поведении, как показывают ретроспективные исследования, изучающие биографию несовершеннолетних правонарушителей, фиксируются у большинства учащихся, начиная с первого класса[76] .

Обширные данные о раннем возникновении антиобщественного поведения у правонарушителей собраны американскими учеными. Например, А. Каждин и Л. Робинс пишут, что существуют убедительные доказательства того, что рецидив преступлений взрослых часто предваряется длительным антиобщественным поведением в детстве и юности[77] . Дж. Уайт с соавторами сообщает, что антиобщественное поведение в раннем возрасте служит лучшим показателем его продолжения в более старшем возрасте. Он добавляет: “Возникает ощущение, что эта закономерность действует даже в тех случаях, когда антиобщественной поведение замечено еще в дошкольном возрасте”[78] .


programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-030200-62-politologiya-podgotovki-bakalavra-izuchayushih-disciplinu-osnovi-teorii-kommunikacii.html
programma-proekta-po-fizike-luchshe-odin-raz-uvidet.html
programma-programma-specilnoj-korrrekcionnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-ruchnoj-trud-dlya-detej-s-umerennoj-umstvennoj.html
programma-provedeniya-vtorogo-foruma-molodih-parlamentariev-kolimi.html
programma-raboti-ix-mezhdunarodnoj-konferencii-problemi-solvatacii-i-kompleksoobrazovaniya-v-rastvorah-rabota-konferencii-budet-prohodit-po-sleduyushim-sekciyam-stranica-2.html
programma-raboti-po-ohranyaemim-rajonam-punkti-a-e-stati-8-145-stranica-48.html
  • letter.bystrickaya.ru/novogodnie-priklyucheniya-puteshestviya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/konspekt-po-nalogooblozheniyu-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hod-zanyatiya-programma-psihologicheskoj-podderzhki-pyatiklassnikov-v-obsheobrazovatelnoj-shkole-analiz-rezultatov-issledovaniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-detskogo-izobrazitelnogo-i-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva-celi-i-zadachi-konkursa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-v-masterskoj-velikij-obman-vidumannaya-istoriya-evropi-uve-topper.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-otvetstvennost-za-narushenie-zakonodatelstva-reguliruyushego-otnosheniya-v-oblasti-nalogooblozheniya-i-sborov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/statya-1-stranica-7.html
  • education.bystrickaya.ru/27-programmi-otdelnih-uchebnih-predmetov-kursov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antikrizisnij-menedzhment-chast-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strukturnie-izmeneniya-razbavlennih-vodnih-rastvorov-polietilen-glikolya-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-uninskogo-rajona-kirovskoj-oblasti-postanovlenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomika-ekonomicheskie-nauki-bbk-65-byulleten-novih-postuplenij-za-fevral-2007-goda.html
  • grade.bystrickaya.ru/nm-firsova-aktivnie-processi-v-sovremennom-ispanskom-yazike-ispanii-ot-sostavitelej.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-ot-1-dekabrya-2007g-n317-fz-o-gosudarstvennoj-korporacii-po-atomnoj-energii-.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-za-pravonarusheniya-v-promishlennosti-chast-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/mektebmzde-salauatti-mr-saltina-ol-zhetkzudeg-densauliti-satau-men-niajtudai-basti-mndett.html
  • lecture.bystrickaya.ru/68-skazka-o-sotne-rudr-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-dialogov-mezhdu-ogromnim-kolichestvom-mudrecov-sobravshihsya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vibor-logicheskoj-strukturi-processora-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/afanasij-nikitin-tverskoj-moskovit-pyatnadcatogo-stoletiya-posle-svoego-puteshestviya-v-indiyu-vosklicaet-i-ya-ot-mnogih-trevog-otpravilsya-v-indiyu-stranica-12.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-etazhnij-zhiloj-dom-s-mansardoj-chast-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/disciplina-obshaya-teoriya-statistiki-gos-upravlenie-080504-ects-informacionnij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/aritektura-drevnego-egipta.html
  • books.bystrickaya.ru/bloh-m-ya-b70-teoreticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-uchebnik-dlya-studentov-filol-fak-un-tov-i-fak-angl-yaz-pedvuzov.html
  • institute.bystrickaya.ru/gazprombank-kraevoj-klinicheskoj-bolnice-2-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predmet-mikro-i-makroekonomiki-ih-vzaimosvyaz.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsestoronnij-obzor-organizacionno-tehnicheskogo-urovnya-i-effektivnosti-sushestvuyushih-mer-po-predotvrasheniyu-svoevremennomu-obnaruzheniyu-iskoreneniyu-i-regulirovaniyu-invazij-chuzherodnih-vidov.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-i-tendencii-razvitiya-rossijskogo-knigoizdaniya-v-rinochnih-usloviyah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obshestva-vzaimnogo-strahovaniya-chast-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka-stranica-54.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-23-prestuplenie-protiv-interesov-sluzhbi-zakon-prezident.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upominaniya-minsportturizma-21-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-obilandi-batir-blmdlk-zhai.html
  • predmet.bystrickaya.ru/semipalatinskij-gubernskij-komitet-vsesoyuznoj-kommunisticheskoj-partii-bolshevikov-semipalatinskij-gubkom-vkpb.html
  • write.bystrickaya.ru/fizicheskie-osnovi-atomnoj-energetiki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskaya-tema-shkoli-na-2009-2010-uchebnij-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.