.RU

Пройдут века: к местам священным




Погруженные в бездну истории…

100-летию подводного флота Отечества посвящается


Героическим будням подводников и

их славным командирам посвящается…


Пройдут века: к местам священным
Потомок поздний наш придёт

И там, по надписям нетленным,

Былого истину прочтёт.

Слезою чистой уваженья

Он память праотцов почтит

И, полный чувств благословенья,

С мольбой колена преклонит.

Поймет в тот миг, какая сила

Спасала Русь – какой гранит!

И сколько каждая могила
^ В себе великого хранит!

Владимир Коссинский (1858 г.)




19 марта каждого года любой моряк, хоть один день прослуживший на подводной лодке, будь это на седой Балтике, на историко-патриотическом Черноморском, на далёком и Великом Океане или суровом Крайнем Севере, вспомнив свои молодые годы поднимет чарку и произнесёт традиционный для каждого подводника тост – «Чтобы и в жизни, и в службе всегда, число погружений равнялось количеству всплытий!».

ВСТУПЛЕНИЕ

(историческая сравка)


Принято считать, что первую подводную лодку построил и испытал на Темзе в 1620 году голландский механик и физик Корнелий Ван-Дреббель. Его деревянная лодка, обтянутая снаружи промасленной кожей, могла перемещаться с помощью весел в подводном положении на небольшие расстояния. Экипаж состоял из двенадцати гребцов и трех офицеров. Хроника свидетельствует, что при погружении лодки на глубину присутствовал сам король Яков I. Исследователи не исключают использование Ван-Дреббелем сжатого воздуха, а может быть, даже и кислорода. Они так и писали: “Судно могло находиться под водой в течение нескольких часов на глубине от 4 до 5 метров. Начатые опыты прервала смерть Ван-Дреббеля". В год его кончины, то есть в 1634 году, французский ученый, математик и философ Сарен Мерсенн издал книгу, которая помогла многим поколениям строителей подводных судов практическими советами, Мерсенн, например, советовал строить подводные лодки, формой похожие на рыб, а оба конца их корпуса делать одинаково заостренными. Материалом, пригодным для постройки, Мерсенн считал медь, а не дерево и рекомендовал не увлекаться размерами судов.

Российский самоучка Ефим Никонов, плотник из подмосковного села Покровское, подал в 1718 году на имя Петра I челобитную с предложением построить “потаенное судно”, которое “в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли". Царь вызвал талантливого изобретателя в Санкт-Петербург, и повелел немедленно приступить к постройке. Известно, что в 1721 году судно было испытано в присутствии Петра І, после чего автору предложили начать постройку “потаенного судна большого корпуса”. В августе 1724 года Никонов затребовал вооружение для своего подводного корабля, названное им “огненными трубами”. По-видимому, это были примитивные пороховые огнеметы. Со смертью Петра І работа над “потаенным судном” прекратилась, а построенная талантливым умельцем подводная лодка впоследствии, как это часто бывало в России, сгнила в заброшенном сарае.

В 1775 году с аналогичным проектом выступил американец Бушнель, которому иногда незаслуженно приписывают постройку первой подводной лодки военного назначения. А уже в 1834 году на Александровском литейном заводе в Петербурге по проекту военного инженера Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная пусковыми ракетными установками (по три с каждого борта). Лодка двигалась при помощи четырех специальных гребков, устроенных по принципу утиных лапок и расположенных попарно на каждом борту вне корпуса. Они приводились в действие матросами-гребцами, но скорость подводного хода (при неимоверных усилиях экипажа) не превышала полукилометра в час. Шильдер надеялся перевести гребки на электродвижение, однако прогресс в электротехнике в те годы был слишком медленным, и осенью 1841 года дальнейшие работы по совершенствованию лодки были прекращены. Одним из 9-ти членов экипажа этой подлодки был и … мичман Павел Степанович Нахимов. Русский изобретатель Александровский пришел к выводу, что решение проблемы подводного плавания немыслимо без механического двигателя. Перебрав все имевшиеся в то время двигатели, он остановил свое внимание на двигателе, работающем на сжатом воздухе. Хотя в 1866 году лодка по проекту Александровского и была построена, двигатель, установленный на ней, мог обеспечить скорость не более полутора узлов и дальность плавания всего лишь три мили.

Лишь в 1884 году русский изобретатель одессит Степан (Стефан) Казимирович Джевецкий добился успеха, установив на подводной лодке своей конструкции электродвигатель мощностью в 1 л.с. с новым в то время источником электрической энергии - аккумуляторной батареей. На испытаниях лодка шла под водой против течения Невы со скоростью 4 узла. Это была первая в мире действительно подводная лодка с электродвижетелем.

Джевецкий был и автором проекта подводной лодки “Почтовый", которая вошла в историю как первый подводный корабль с единым двигателем. Эта лодка, заложенная на стапеле Металлического завода в Петербурге в 1906 году, при длине 36,0 и ширине 3,2 метра имела подводное водоизмещение 146 тонн. На ней были установлены два бензиновых мотора мощностью по 130 л.с., работавших через зубчатую передачу на один гребной вал. При работе обоих двигателей скорость лодки в надводном положении достигала 11,5 узла. На подводной лодке имелось также 45 баллонов сжатого воздуха с давлением до 200 атмосфер в каждом. Через сложную систему подачи воздух поступал к одному из двигателей и обеспечивал кораблю подводный ход более 6 узлов. Выхлопные газы выбрасывались в водонепроницаемую выгородку в надстройке, откуда откачивались за борт. Дальность плавания лодки под водой составляла 28 миль. На испытаниях она показала неплохие результаты, но ее основной недостаток - пузырчатый след при движении под водой - демаскировал корабль и делал его малопригодным для военных целей.

Проблема создания энергетической установки для подводных лодок была успешно решена, когда появились аккумуляторные батареи большой емкости и сравнительно надежные двигатели внутреннего сгорания. Это позволило создать хорошо известную сегодня схему: двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель-генератор, аккумуляторная батарея. При этом двигатель внутреннего сгорания обеспечивал движение лодки в надводном положении и подзарядку аккумуляторной батареи от электрогенератора (динамо-машины). В подводном положении лодка двигалась с помощью электродвигателя, который питался от аккумуляторной батареи.

Параллельно с энергетическими установками совершенствовалось и оружие для подводных лодок. Именно русский кораблестроитель Александровский создал в 1865 году первую самодвижущуюся мину-торпеду, а несколько позже Джевецкий сконструировал и торпедные аппараты, устанавливавшиеся снаружи на корпусе подводной лодки (так называемые «решетчатые аппараты»). Они многие годы находились на вооружении отечественных кораблей наряду с трубчатыми торпедными аппаратами, размещавшимися внутри прочного корпуса. Хотя российские изобретатели Шильдер, Александровский, Джевецкий и другие конструкторы внесли большой вклад в дело создания подводных лодок, построить полноценную боевую подводную лодку в XIX веке из-за низкого уровня развития электротехники и тепловых двигателей им все же не удалось.

Первая русская боевая подводная лодка “Дельфин" была построена в 1904 году на Балтийском заводе в Петербурге по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя Бубнова в соавторстве с капитаном 2-го ранга Беклемишевым и инженер-механиком Горюновым. В качестве двигателей на ней были установлены бензиновый мотор и электродвигатель, который мог работать в режиме генератора. “Дельфин” по своим тактико-техническим характеристикам превосходил подводную лодку, построенную в то же время в США фирмой "Фултон" под руководством инженера Голланда. “Дельфин” имел водоизмещение 113/135,5 тонн при главных размерениях 25,9х3,4х3,0 и мог погружаться на глубину 55 метров. Бензиновый двигатель обеспечивал ему скорость надводного хода в 9,0 узлов и дальность плавания 243 мили. Скорость подводного хода, развиваемая электромотором, была около 4,5 узлов при дальности плавания 28 миль. На вооружении подводная лодка имела два торпедных аппарата Джевецкого с двумя торпедами калибра 450 мм. Экипаж составляли два офицера и 20 матросов. Следует отметить, что в России уже в начале XX века имелись хорошо подготовленные кадры специалистов-подводников, в том числе почти 100 офицеров. Год за годом подводные лодки превращались в надежный род боевых сил Военно-Морского Флота России. Признанием этого явился приказ №19 по Морскому ведомству от 26 января 1909г., которым было установлено ношение специального серебряного нагрудного знака для офицеров подводного плавания военно-морского флота. Его введение подняло авторитет подводников среди флотских офицеров, стало поощряющим стимулом для желающих служить на подводных лодках.

Особое место в русском кораблестроении занял подводный минный заградитель “Краб”, построенный по проекту инженера Налетова. “Краб” мог принимать на борт 60 якорных мин. Лодка вошла в состав действующего Черноморского флота в 1915 году. И уже в этом и следующем году “Краб” трижды успешно выполнил первые в мире подводные минные постановки в районе Босфора и Варны. На минах, выставленных у Босфора, подорвался германский крейсер "Бреслау".

В 1912 году Балтийский судостроительный завод заложил первую дизельную подводную лодку типа “Барс”. Она оказалась одной из наиболее совершенных подводных лодок своего времени. Водоизмещение этих подводных лодок составляло: надводное - 650 и подводное - 780 тонн. На всех подводных лодках типа “Барс” было установлено по два дизельных двигателя, развивавших в надводном положении скорость 11,5 узлов. Подводный ход, который достигал 8,5 узлов, обеспечивали два электромотора. Вооружение лодок состояло из 12 торпедных аппаратов калибра 450 мм (из них восемь решетчатых системы Джевецкого и четыре трубчатых), два артиллерийских орудия (57 и 37 мм) и один пулемет. Лодки могли погружаться на глубину 90 м.

Подводные лодки U-19 и U-34, которые строила Германия в тот же период, имели только четыре торпедных аппарата (по два в носу и корме) и одно 88-мм орудие.

Основным недостатком подводных лодок типа “Барс” было отсутствие водонепроницаемых переборок, что снижало их живучесть и непотопляемость.

Вступление в строй подводных лодок этого типа в 1915-1917гг. значительно усилило боевые возможности Балтийского флота в период активных боевых действий в годы Первой Мировой войны. В начале 1-й Мировой войны подводные силы Балтийского флота состояли из бригады подводных лодок (восемь кораблей) и учебного отряда подводного плавания (три корабля), в состав которых входили в основном устаревшие лодки. В 1915-1916гг. в состав Балтийского флота вступили семь подводных лодок типа “Барс” (“Барс”, “Вепрь”, “Волк”, “Львица”, “Пантера”, “Рысь” и “Тигр”) и пять - типа АГ «Американские Голланда» (АГ-11, АГ-12, АГ-14, АГ-15, АГ-16), купленных в Америке и собранных в России. Кроме того, союзная по блоку Антанта Великобритания направила в Балтийское море десять своих (две погибли при переходе) подводных лодок типов Е и С (Е-1, Е-8, Е-9, Е-18, Е-19, С-26, С-27, С-32) вместе с плавбазой “Амстердам”. Вскоре бригада была переформирована в дивизию подводных лодок. К началу 1917года в ее состав входили семь дивизионов по четыре корабля в каждом, не считая английских подводных лодок. Первые три дивизиона были полностью укомплектованы подводными лодками типа “Барс”, четвертый - подводными лодками типа АГ. Всего дивизия насчитывала в своем составе около 40 подводных лодок, а также плавбазу "Тосна". Таким образом, впервые как род сил ВМФ подводные лодки заявили о себе в период 1-й Мировой войны, так как русские подводные силы имели вполне сложившуюся организацию и тактику боевого использования.

Для уничтожения германских и турецких кораблей и транспортов русские подводные лодки активно применяли торпедное оружие и несколько реже - артиллерию. В основном использовался прицельный метод стрельбы одиночной торпедой. Первой подводной лодкой, успешно применившей залповый метод торпедной стрельбы, была подводная лодка Балтийского флота “Гепард”. 10 августа 1915года у западного побережья острова Эзель она атаковала немецкий крейсер “Любек”, шедший в охранении пяти миноносцев, и добилась его поражения одной из пяти торпед, выпущенных с интервалом в несколько секунд. Экипаж “Гепарда”, погрузившегося после атаки на глубину 20 метров, слышал сильный взрыв. Позже этот метод выполнения залповой стрельбы взяли себе на вооружение и германские подводники. 30 апреля этого же года подводная лодка “Дракон” (командир-лейтенант Н.Ильинский) обнаружила немецкий крейсер, шедший в охранении миноносцев. Лодка была выявлена противником, в результате чего подверглась артиллерийскому обстрелу и преследованию кораблями охранения. Несмотря на это, командир “Дракона”, искусно уклоняясь от огня, лег на курс сближения для атаки главной цели. Заняв позицию, выгодную для залпа, командир выстрелил торпедой по крейсеру и ушел на глубину 20 метров. Все в лодке явственно услышали взрыв. Через некоторое время, всплыв на перископную глубину, Ильинский обнаружил другой крейсер, атаковал его и вынудил спешно покинуть данный район.

Действия российских подводников заставили противника ввести систему конвоев, в состав которых обычно включалось 12-14 транспортов, а в качестве кораблей охранения использовались вспомогательные крейсера, миноносцы и вооруженные траулеры. Хотя противолодочное охранение всегда было круговым, командиры подводных лодок и в этих сложных условиях добивались отменных результатов. Например, подводная лодка “Волк” (командир - старший лейтенант И.Мессер), действуя в районе Норчепингской бухты, потопила 17 мая 1916 года три немецких транспорта общим тоннажем 8800 . Отважные подводники только в кампанию 1915 года совершили 78 боевых походов, уничтожили два крейсера и 16 транспортов противника, а за два года войны общий тоннаж потопленных ими боевых кораблей и транспортов составил более 105тыс.тонн. Оценивая боевую деятельность русских подлодок в годы 1-й Мировой войны, нужно учитывать, что подводный флот делал тогда лишь первые шаги, но даже и они были многообещающими.

После завершения небезизвестного Ледового похода 1919 года в составе Балтийского флота осталось 12 подводных лодок типа “Барс”, и среди них - знаменитая “Пантера”.

31 августа 1919г. эта подводная лодка под командованием военмора А.Н.Бахтина вышла в море для боевых действий против кораблей интервентов. Подойдя с солнечной стороны к стоянке английских кораблей на рейде о.Сескар, Бахтин сблизился с эскадренным миноносцем “Виттория” и, произведя двухторпедный залп, потопил его. Погрузившись, командир оторвался от преследования англичан, пробыв под водой более суток. “Пантера” прошла за это время 75 миль, установив рекорд для подводных лодок того времени.

“Пантеру”, вступившую в строй в 1916 году, вполне можно отнести к разряду кораблей - долгожителей. С 1 декабря 1922 года она стала называться “Комиссар”. До 1936 - го находилась в составе Балтийского флота, а затем ее переквалифицировали в учебную. В 1942 году переоборудовали в плавучую зарядовую станцию. Из состава ВМФ она была исключена лишь в 1955 году.

Создание подводного флота в советский период началось, как уже говорилось, со строительства первых шести подводных лодок типа “Декабрист”, включенных в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32годов. “Декабрист” (Д-1) проектировали в конструкторском бюро, которое тогда возглавлял талантливый конструктор Малинин - ученик видных корабельных инженеров Боклевского и Бубнова. В создании ее принимали также участие выдающиеся ученые-кораблестроители как академик Крылов, профессора Папкович и Шиманский. Подводные лодки типа “Декабрист” в отличие от дореволюционных “Барсов”, на смену которым они пришли, были двухкорпусными, как и все последующие типы советских лодок. Их тактико-технические характеристики не отличались от мировых стандартов того времени. При водоизмещении 941/1288 тонн они имели главные размерения 76,6х6,4х3,81метров. Дизель-электрическая энергетическая установка мощностью 2200/1050 л.с. позволяла развивать скорость 14/9 узлов, а дальность плавания при этом составляла 3440/135 миль. На вооружении этот тип лодок имел восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Экипаж составлял 53 человека. Подводные лодки типа “Декабрист” вступили в строй в 1930-1931годов. В 1933-м отечественная судостроительная промышленность поставила флоту подводные корабли II серии типа Л (“Ленинец"). Помимо мощного торпедного вооружения, они имели специальные трубы для постановки якорных мин заграждения, став первыми подводными минными заградителями советской постройки. Их тактико-технические характеристики были близки к подводным лодкам типа “Декабрист”, за исключением дальности плавания в надводном положении (7-11тыс. миль). В 1933 году на вооружение флотов начали также поступать подводные лодки типа Щ (“Щука"), а к 1941-му их было уже 84 единицы. “Щуки” строились и сдавались сериями – в 1933 году - III серия (4 ед.), в 1933 - 1934 годы - V серия (12 ед.), в 1934 – 1935-й - V-бис -1-я серия (14 ед.), в 1935 - 1936 - V-бис -2-я серия (13 ед.), в 1936 - 1939 гг. - Х серия (32 ед.) и в 1941 г. - Х-бис серия (9 ед.). Их проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным. Последняя серия лодок типа Щ имела водоизмещение 584/700 тонн при главных размерениях 58,8х6,4х4,0, мощность энергетической установки 1600/800 л.с., скорость 14/8 узлов и дальность плавания 4500/100 миль.

Самыми многочисленными подводными лодками в ВМФ СССР были лодки типа М - “Малютка” VI и VI-бис серий, - которые строились под руководством конструкторов Асафьева и Сердюка. Они начали строиться с 1934 года. На смену им в 1940 году пришли подводные лодки типа М (“малая” XII и XV серий). Последние лодки XV серии вступили в строй в 1944-м. Их водоизмещение увеличилось по сравнению с “малютками” почти вдвое и составило 283/350 тонн, что позволило установить четыре торпедных аппарата вместо двух, как это было на первых сериях. Мощность энергетической установки была доведена до 920/960 л.с., а скорость увеличена до 15,5/9 узлов при дальности плавания в 3000/85 миль.

Особого внимания заслуживает прославленная подводная лодка типа К (“крейсерская") или «Катюша», как иногда ее еще называли наши подводники. Разработка ее проекта закончилась к 1935 году. Главным конструктором и строителем этой лодки был Рудницкий - руководитель отдела подводного плавания в Научно-исследовательском институте военного кораблестроения (НИИВК ВМС РККА). Подводная лодка, созданная Рудницким, по своим тактико-техническим характеристикам была прообразом наших будущих океанских лодок, построенных после войны. На этом подводном корабле было внедрено много технических новинок: автоматическое дистанционное управление системой всплытия и погружения, мощная радиостанция, позволявшая держать устойчивую связь в надводном положении из самых удаленных районов океана. В 1939-м в приемном акте головной подводной лодки К-1 государственная комиссия записала: “Подводная лодка находится на современном техническом уровне и по своим тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки подобного типа, в особенности по вооружению и скоростям". Действительно, ее вооружение состояло из десяти торпедных аппаратов (шесть носовых и четыре кормовых), двух 100-мм и двух 45-мм орудий, а также двух пулеметов. Она могла принимать на борт до 20 мин. Скорость, как в надводном, так и в подводном положении была необычайно высока - 21,1/10,3 узел, а дальность плавания поистине соответствовала подводному крейсеру - 14040/176 миль. При водоизмещении 1487/2102 тонн подлодка К-1 имела главные размерения 97,7х7,4х4,1 и экипаж 62 человека. К-1 вступила в строй 16 декабря 1939 года и 6 августа 1940-го вошла в состав Северного флота.

Всего к началу Великой Отечественной войны ВМФ располагал 212 подводными лодками. Их высокие конструктивные данные, отличная морская выучка и стойкость экипажей сделали наши подводные лодки в годы войны грозной боевой силой.

В ходе Великой Отечественной войны наши подводные лодки, прорываясь через минные поля и сетевые заграждения, выстрелами извещали о числе потопленных кораблей противника, а их экипажам на берегу готовили обед с соответствующим количеством зажаренных поросят. Так рождались новые флотские традиции. Знаменательным событием в истории наших подводных сил стал приказ народного комиссара ВМФ СССР адмирала Николая Герасимовича Кузнецова №170 от 12 июля 1942 года об установлении “Нагрудного знака командира подводной лодки”. Тем самым было восстановлено ношение специального нагрудного знака для офицеров подводного плавания военно-морского флота, введенное приказом по морскому ведомству Российского флота в 1909 году. Новый знак - изящная серебряная командирская “лодочка” с рубиновой звездой под рубкой, привинченная над правым карманом кителя отличившихся в боях с фашистами командиров подводных лодок, - стал знаком их профессионального отличия, предметом особой гордости, свидетельством высочайшего воинского мастерства офицера, которому было доверено командовать советской подводной лодкой.

С 15 августа 1987г. приказом министра обороны СССР № 233 «командирская лодочка» именуется нагрудным знаком "Командир корабля". Положением предусмотрено его вручение только командирам подводных лодок при вступлении в командование кораблем на основании приказов соответствующих начальников. Вручение знака “Командир корабля” производится командованием соединения в торжественной обстановке, как это было заведено в суровые годы Великой Отечественной войны. Свято соблюдали подводники и старую флотскую традицию: “Один за всех и все за одного!” Ни на каком другом корабле эта традиция не приобретает столь глубокого смысла, как на подводной лодке, где от действия каждого матроса, старшины, мичмана или офицера зависит успех и жизнь экипажа. Нигде нет и быть не может такого равенства судеб и ответственности личного состава, как на подводном корабле, где в боевом походе либо все побеждают, либо все погибают. Ярким примером этому является боевой поход подводной лодки Черноморского флота М - 32. В июне 1942-го эта лодка под командованием капитан-лейтенанта Колтыпина доставила в осажденный Севастополь боеприпасы и бензин. Не успев до рассвета полностью разгрузиться, корабль был вынужден лечь на грунт в бухте и оставаться там 16 часов, вплоть до наступления темноты. Из цистерн главного балласта пары бензина поступали в отсеки. Люди начали терять сознание. Из всей команды на ногах держался только старшина команды мотористов главный старшина Пустовойтенко. Когда часы показали, что на поверхности наступила темнота, он попытался привести в сознание командира и механика, но безуспешно - им был необходим свежий воздух. Тогда Пустовойтенко самостоятельно с большим трудом произвел всплытие лодки в позиционное положение и открыл рубочный люк. Ветром и течением М-32 начало сносить на прибрежные камни. Пустовойтенко поднял на мостик командира и, оставив его на свежем воздухе, снова спустился в центральный пост. Он один выполнил обязанности всего экипажа: приготовил отсеки к вентилированию, запустил вентиляторы, подготовил к действию станцию управления главным гребным электродвигателем. Тем временем командир, механик и еще несколько членов экипажа пришли в себя. Сообща им удалось запустить двигатель, снять лодку с камней, а затем выйти в море. Так знание устройства подводной лодки и грамотные действия одного члена ее команды спасли жизнь всему экипажу и сохранили корабль.

Особенно результативными на завершающем этапе войны были действия подводников Балтики. 30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Ивановича Маринеско на подходах к Данцигской бухте атаковала и потопила фашистский лайнер “Вильгельм Густлов" водоизмещением 24484 тонн. Через десять дней С-13 торпедировала немецкий транспорт “Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14680 тонн. На этих судах находилось в общей сложности около 10 тыс. немецких солдат и офицеров, в том числе 1300 офицеров и матросов с экипажей фашистских подводных лодок, а также огромное количество военной техники, большие материальные ценности. К сожалению, подвиг Маринеско был по достоинству оценен слишком поздно - только в 1990 году посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Смелые действия подводников против транспортов противника, груженных войсками и военной техникой, способствовали успешному решению задач, поставленных Ставкой Верховного Главнокомандования перед приморскими флангами нашей армии. На заключительном этапе войны наши подводные лодки потопили 26 вражеских транспортов общим водоизмещением 107288 рег.тонн и один боевой корабль.

Кроме уничтожения вражеских кораблей и транспортов, подводные лодки ставили минные заграждения в водах противника, вели разведку; перевозили людей, грузы и горючее. При выполнении любых боевых заданий, порою даже и несвойственных им, экипажи подводных лодок всегда проявляли верность присяге и высокое мастерство.

Родина высоко оценила героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны экипажами наших подводных кораблей. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота (Д-3, С-56, Щ-402, М-172) стали Гвардейскими и Краснознаменными. Тысячи подводников удостоились высоких государственных наград, а двадцать храбрейших стали Героями Советского Союза.

Первый послевоенный период строительства подводных лодок в нашей стране характеризуется созданием подводных кораблей с усовершенствованными тактико-техническими характеристиками (по сравнению с подводными лодками периода Великой Отечественной войны). Увеличиваются автономность плавания, глубина погружения, надводная и подводная скорости, количество торпедных аппаратов и, конечно, водоизмещение. Но энергетическая установка по-прежнему остается дизель-электрической. Проводились также эксперименты по созданию подводных лодок с единым двигателем, была построена опытная подводная лодка с этим видом энергетической установки, но дальнейшего развития это направление в энергетике подводных лодок не получило.

В этот период строились подводные лодки двух главных видов - морские и океанские (с повышенной автономностью плавания). Океанские подводные лодки совершали плавания не только в морях, прилегающих к побережью страны, но и в самые отдаленные акватории Мирового океана. Часть подводных кораблей уже имели к этому времени на вооружении баллистические и крылатые ракеты. Однако основным недостатком даже новых океанских подводных лодок оставались их неспособность длительно находиться в подводном положении и маневрировать на больших скоростях, а также необходимость часто и подолгу находиться для зарядки аккумуляторной батареи и пополнения запаса воздуха высокого давления под РДП (устройством, обеспечивающим работу дизелей под водой) либо в надводном положении.

В послевоенный период США совместно со странами НАТО начали создавать глобальную ракетно-ядерную систему. В этих условиях перед подводными силами ВМФ СССР были поставлены качественно новые задачи - уничтожение атомных ракетоносцев противника с целью предупреждения нанесения ими ракетно-ядерного удара по нашей территории, нанесение ответных ракетно-ядерных ударов по его стратегическим объектам, разгром его авианосных и других крупных группировок надводных кораблей, а также противолодочных сил, десантных отрядов и конвоев в океане и базах. Это определило назначение новых подводных лодок, характер поставленных перед ними задач и общую тенденцию развития подводных сил ВМФ.

Примерно с середины 50-х годов в нашей стране было положено начало новому этапу в развитии ВМФ - созданию океанского ракетно-ядерного флота, и, прежде всего строительству атомных торпедных, а затем ракетных подводных лодок и морских ракетно-ядерных систем стратегического назначения. Со временем в строительстве подводных судов определились два основных направления.

Во-первых, это стратегические подводные лодки, предназначенные для нанесения ракетно-ядерных ударов по важнейшим военно-экономическим объектам противника. Такие лодки вооружались баллистическими или крылатыми ракетами дальнего действия класса “корабль-земля” с ядерными боеголовками и торпедами для самообороны.

Во-вторых, это так называемые многоцелевые подводные лодки, предназначенные для борьбы с атомными подводными ракетоносцами, надводными кораблями и транспортами противника, а также для несения разведки и дозорной службы. Многоцелевые подводные лодки объединяют под одним названием многие типы лодок, вооруженных ракетами класса “корабль-корабль”, торпедами и ракето-торпедами. Через трубы торпедных аппаратов они также могут производить постановку мин.

С появлением атомных энергетических установок подводные лодки стали действительно подводными, а не “ныряющими”, какими, по существу, они были ранее. Запас энергии теперь позволяет подводному кораблю находиться под водой длительное время и всплывать лишь для того, чтобы уточнить свое место в океане. В июле 1962 года атомная подводная лодка “Ленинский комсомол” под командованием капитана 2-го ранга Жильцова прошла подо льдами к Северному полюсу. Через год, в сентябре 1963-го, экипаж подводной лодки, которой командовал капитан 2-го ранга Сысоев, всплыв точно в географической точке Северного полюса, водрузил над торосами Государственный и Военно-морской флаги Советского Союза. В феврале-марте 1966 года группа атомных подводных лодок под руководством контр-адмирала Сорокина совершила кругосветное подводное плавание - как говорят наши моряки, “подводную кругосветку”, пройдя таким же путем, только под водой, как в 1806 прошли его первыми из российских моряков прославленные мореплаватели Крузенштерн и наш земляк Лисянский.

Новые условия плавания, и, прежде всего, большая продолжительность пребывания в море в подводном положении, насыщенность подводных кораблей сложной техникой предъявляют ко всем членам их экипажей повышенные требования. Моряк должен быть в этих условиях дисциплинирован, мужествен, хладнокровен, решителен, физически крепок и способен действовать в любой обстановке быстро, уверенно и точно, обладать большой психологической выносливостью. Новое поколение подводников должно постоянно помнить об этом.

В последние годы ведущей тенденцией развития военно-морских флотов крупнейших держав мира являлось дальнейшее наращивание их стратегического потенциала главным образом за счет совершенствования подводных ракетно-ядерных сил, составляющих основу ударной мощи флотов.

Как показало время, это развитие, заключающееся в создании современных сил и средств для ведения вооруженной борьбы на море, в обеспечении боевой учебы и поддержании флота в постоянной боевой готовности, оказалось под силу лишь высокоразвитым в промышленном отношении странам, обладающим мощным экономическим потенциалом и высоким уровнем развития науки и техники.

Сегодня даже в детском садике малыши знают, что такое подводная лодка. Подводный флот имеет любая держава, у которой есть хотя бы узкая тропинка к морю. А наша Украина обладает таким потенциалом подводного кораблестроения, как страна с мощными верфями и развитой инфраструктурой. А главное – Военно-Морские Силы Украины обладают опытом подготовки кадров для подплава. Пока еще обладают…


^ ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ


Сто лет минуло с той поры как Величайшим Указом царя Николая ІІ 19 марта 1906 года был утверждён новый класс боевых кораблей Военно – Морского Флота, а именно подводные лодки. Государь Император повелел „... числить подводные лодки как самостоятельный класс боевых кораблей”, что документально зафиксировано в приказе по Морскому ведомству № 52 от 24 марта того же года. Однако дата появлення первых, по настоящему боевых подводных лодок совсем другая, а именно: декабрь 1904 – июль 1905 годов, т.е. годы Руссо-японской войны. И среди первых подводников Российской Империи был наш земляк, киевлянин Иван Иванович Ризнич, прямой наследник одесской красавицы, возлюбленной Александра Пушкина, небезизвестной Амалии Ризнич.

Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки – новый тип корабля. Отдельные попытки использовать подводные аппараты в военных целях отмечались и ранее, однако только к концу ХІХ века развитие науки и техники позволило создать полноценную подводную лодку.

27 января 2004 года исполнилось сто лет со дня начала русско-японской войны, первой войны империализма по разделу мира. Известная в истории как русско-японская война 1904-1905 годов она преследовала захватнические цели Японии по отношению к Северной и Южной Маньчжурии, а также Корее. Это была первая война между Восточным драконом и Евроазийским орлом. Япония, вынужденная под давлением Германии, Франции и России отказаться от ряда территорий, полученных ею в результате японо-китайской войны 1894 – 1895 годов, видела в России своего главного противника. Она стала активно готовиться к войне с тем, чтобы опередить Россию и первой начать военные действия. Помимо мероприятий по подготовке внутри страны, милитаризации экономики, модернизации военной мощи и строительства европейского военно-морского флота, Япония вела и дипломатическую подготовку, заручившись поддержкой, прежде всего Великобритании и США, заинтересованных в том, чтобы ослабить растущее влияние России на Дальнем Востоке и особенно в бассейне Желтого моря.

Царское правительство не могло не понимать неизбежности войны с Японией. Правящие политические и военные круги Российской империи, обеспокоенные нарастанием революционного движения в стране, стремились к развязыванию военного конфликта именно на Дальнем Востоке, но явно недооценивали силы противника. Преамбулой этой политики стали известные слова министра внутренних дел Плеве, сказанные им военному министру генералу Куропаткину: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая, но победоносная война». Такая недальновидная политика самодержавия, бюрократизм и протекционизм, техническое несовершенство и казнокрадство привели к тому, что сильнейшие в Европе (кроме Великобритании) армия и флот не были готовы к военным действиям в новую эпоху империализма. Сухопутные части были недостаточно вооружены и снабжены, тактические приёмы использования армии и артиллерии базировались на основе тактики действий на Балканах в 1877 – 1878 годах. Строительство и базирование Тихоокеанского флота затянулось и ограничивалось двумя крупными базами во Владивостоке и Порт-Артуре. Город, порт и крепость в Порт-Артуре – основной базе флота не были достроены (окончание работ было запланировано на конец 1908 года).

И вот в таком состоянии российской армии и флота Плеве вместе с Куропаткиным желали «маленькой, но победоносной войны».

Япония вероломным (традиционно для России и Советского Союза) нападением своего флота, а точнее отрядом миноносцев из эскадры японского адмирала Того в ночь с 26 на 27 января (с 8 на 9 февраля по новому стилю) 1904 года на корабли российского флота в Порт-Артуре, а утром 27 января на крейсер «Варяг» в корейском порту Чемульно, начала войну, которая продлилась девятнадцать месяцев, а точнее 567 дней и была в результате проиграна Россией. 5 сентября 1905 года Сергей Юльевич Витте, названный современниками спасителем России, в США в городе Портсмут заключил с Японией мирный договор. Но вопрос о поражении до сих пор остается спорным – не было ни капитуляции российской армии и флота, ни позорной контрибуции. Однако (и это действительно факт) Россия лишилась не только своих владений в Китае, Корее и Маньчжурии, но и Южного Сахалина, «стратегического хвостика северной акулы» как называли сами японцы остров Сахалин.

Как бы сейчас не относились к личности Владимира Ильича Ленина, но следует отметить, что он и только он в своей статье «Падение Порт-Артура» дал истинную оценку и самой природе войны, и техническому поражению самодержавия. Для желающих убедиться в этом направляем в крупную историческую библиотеку, где в томе № 9 полного собрания сочинений В.И. Ленина можно в полном объёме это осознать. Но вместе с этим не можем не процитировать ряд действительно обличающих цитат.

«Порт-Артур капитулировал… Это событие – одно из величайших событий современной истории. Эти три слова, переданные вчера по телеграфу во все концы цивилизованного мира, производят подавляющее впечатление, впечатление громадной и страшной катастрофы, несчастья, которое трудно передать словами».

«Главная цель войны для Японии достигнута… Военные говорят, что по своей силе Порт-Артур равнялся шести Севастополям. И вот, маленькая, всеми до тех пор презираемая, Япония в восемь месяцев овладевает этой твердыней… Решён вопрос о преобладании на море, - главный и коренной вопрос войны. Но ещё важнее потеря десятка тысяч лучшего флотского экипажа, потеря целой сухопутной Армии».

И самый главный вывод, сделанный Лениным еще 14 января 1905 года: «Японцы добившись полного господства на море добились теперь и полного сосредоточения своих сил, а русским приходится опасаться не только за Сахалин, но и за ВЛАДИВОСТОК».

Нами специально выделено последнее слово – наименование города. Во-первых потому, что расшифровка его проста и удивительна: Владеть Востоком. Во-вторых: потому, что на 1905 год Владивосток оставался единственным морским портом и военно-морской базой на Дальнем Востоке (после потери Дальнего и преступной капитуляции Порт-Артура). И, в-третьих потому, что владение Владивостоком (вынужденная, но оправданная игра слов) было спасением для России перед капитуляцией или ключами к победе для Японии.

Одним из первых теоретиков (да, пожалуй и практиков) подводного флота был выдающийся флотоводец, наш земляк из Николаева - Степан Осипович Макаров. В своих, актуальных и в наши дни «Рассуждениях по вопросам морской тактики» он еще в марте 1903 году писал: «Перечисляя наступательные и оборонительные средства для выяснения наилучшего типа судна, нельзя обойти молчанием нарождающееся новое оружие – подводные лодки… Весьма важно предрешить вопрос, какую роль в будущих войнах могут играть подводные лодки, и для этого предсказать, какие успехи возможны. Надо думать, что система двигателей значительно усовершенствуется, ибо газолиновые, керосиновые или спиртовые двигатели совершенствуются с каждым днем. Эти усовершенствования дадут улучшение в ходе и расширение района действия… Из показаний плававших на лодках можно заключить, что спуск под воду не вызывает угнетенного состояния, и чем более будут с лодкой практиковаться, тем больше будет уверенность в безопасности плавания…Резюмируя все сказанное выше, можно притти к заключению, что в морских войнах подводные лодки будут играть некоторую роль, в особенности во время борьбы за обладание рейдами, а также при всяких блокадах и вообще действиях у берегов воюющей стороны». Как своевременно Макаров оценивал значение подводных лодок, и как они спасли Владивосток. Но не только один Макаров понимал ценность нового морского оружия. Воспоминания военного журналиста, сотрудника порт-артурской газеты «Новый край» П. Ларенко, чья журналистская наблюдательность и литературный талант позволили издать великолептные мемуары под общим названием «Русско-японская война. Взгляд побежденных» также коснулись темы применения подводных лодок в ходе русско-японской войны, применительно к обороне самого Порт-Артура и защите Владивостока. В частности об этом говорится так: «19 июля (1 августа). Вчера с моря, со стороны бухты Тахэ, была слышна канонада, бортовые залпы. По собранным сведениям оказалось, что около одного из крейсирущих японских судов взорвалась мина. Подозревая, что тут действуют наши подводные лодки, японцы открыли огонь с бортов в воду. Подводных лодок у нас не было, если не считать одну стародавнего типа, которая была испытана, но не дала удовлетворительного результата. Потом подполковник Миллер и какой-то любитель сооружали новую, но она так и осталась неоконченной. Но еще в начале войны «Новый край» пустил «утку» о том, что наши подводные лодки дали при испытаниях блестящие результаты. Цель этой «утки» ясна – желание удержать японцев вдали от берега… Передают еще один интересный инцидент. Насколько он правдив, не знаю. Наша станция на Золотой горе всегда могла перехватывать японские депеши с аппаратов на их судах, и если не каждую могли разобрать, то знали нередко о приближении японской эскадры, когда она была еще за горизонтом. Японцы перехватывали также телеграммы с Золотой горы. Когда же наши миноносцы завязали перестрелку с японскими крейсерами и последние наседали на них со своими более крупными орудиями, то с Золотой горы – имея в виду, что японцы после взрывов мин стреляли в воду, подозревая подводные лодки, - подали приблизительно такую телеграмму: «Подводная лодка № 7 вернулась благополучно в гавань, № 5 входит, а остальные на указанных местах и ожидают приказаний Вашего Превосходительства». Японские крейсера, перехватив эту депешу, повернули в море и поспешили скрыться за горизонт. Значит, прогнали их не миноносцы… Одно несомненно – это что теперь японские крупные корабли будут остерегаться подходить близко к гавани, боязь быть атакованными нашими подводными лодками».

О Порт-Артуре и основных событиях русско-японской войны писали много, как современники, так и исследователи историки, и художники-прозаики.

В 1906-1910 годах было опубликовано большое количество воспоминаний о русско-японской войне. В 1906 году свои воспоминания о русско-японской войне под названием «Итоги войны» издал бывший главнокомандующий войск на Дальнем Востоке А.Н. Куропаткин. Сборник «Русско-японская война на море» издавал главный архивариус Главного морского штаба капитан 2 ранга Н.Л. Кладо. Однако они отражали, как правило, официальную точку зрения и были далеки от правдивого освещения событий. В годы советской власти появились работы историков и писателей, отображающих ход русско-японской войны с позиции исторического объективизма. И говоря об исторической справедливости следовало бы именовать войну не русско-японской, а российско-японской, ибо не русский народ, а народ Российской империи проливал кровь на Квантуне и сопках Маньчжурии. Героическая борьба российских солдат и матросов, прогрессивных офицеров и генералов (а таковых было немало), проявивших даже в этой далекой и непопулярной в народе войне чудеса храбрости и героизма, привлекла внимание большой плеяды талантливых писателей. А.С. Новиков-Прибой, как участник памятного боя, создал известнейший роман «Цусима», теме русско-японской войны посвящены романы П. Далецкого «На сопках Маньчжурии» и В. Семёнова «Расплата». Уникальный роман написан участником обороны Порт-Артура А. Степановым с одноименным названием «Порт-Артур». Подвиг «Варяга» и «Корейца» нашел отражение в романе А. Сергеева «Варяг» и книге Мельникова «Крейсер Варяг».

В 80-х годах молодежь, особенно флотская, зачитывалась романами Валентина Пикуля «Три возраста Окини – Сан», «Крейсера», «Богатство», «Каторга», Н. Черкашина «Судеб морских таинственная связь». Но романы – это не учебники истории, небеспристрастная запись летописца, который фиксирует события, свидетелем которых он был.

Пресловутая легенда о том, что флот не смог отразить нападение японской эскадры лишь потому, что офицеры, генералы и адмиралы находились на балу у адмирала О.В. Старка, была распространенной после русско-японской войны. Более того, она была выгодна самим виновникам неподготовленности флота, еёеподдерживал (в том числе и на суде) и главный виновник бедственного положения Тихоокеанского флота – царский наместник на Дальнем Востоке адмирал С.И. Алексеев. Но из исторических источников, в частности из выдержек «Журнала учёта событий гарнизона крепости Порт-Артур», который был опубликован в 1907 году, в ночь нападения японской эскадры на корабли, стоящие на рейде, бала в Порт-Артуре не было вообще. Атмосфера беспечности и непонимания надвигающейся опасности царила не во Владивостоке и Порт-Артуре, а в столице. На самом деле, в ночь с 26 на 27 января 1904 года был бал и состоялся он в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге по случаю именин императрицы Марии Федоровны. Несмотря на то, что 24 января Япония отозвала своих дипломатов и торговых агентов из Петербурга, Владивостока и Порт-Артура, никто во дворце даже не подозревал о надвигающейся войне. Полученное на следующий день в Петербурге известие о нападении Японии, по словам А.А. Игнатьева «…казалось столь невероятным и чудовищным, что некоторые были склонны принять происшедшее лишь как серьезный инцидент, не означающий однако, начало войны. К тому же не верилось, что какая-то маленькая Япония посмеет всерьез ввязаться в борьбу с таким исполином как Россия». История не терпит сослагательного наклонения. Но тем не менее, анализируя события вековой давности хотелось бы предположить, а как происходили события, если бы:


Но в то же время можно точно и однозначно сказать, что если бы подводные лодки Беклемишева не вышли в море, то исход русско-японской войны был бы совсем иным. Это уж точно, ибо после Порт-Артура курс флота адмирала Хейхатиро Того был один - на ВЛАДИВОСТОК.

Вот об этом подвиге первых подводников – наших соотечественников, наше историческое повествование основанное на реальных событиях и фактах.

Еще в период службы одного из авторов на Тихоокеанском флоте с 1982 по 1988 год довелось самому неоднократно участвовать в событиях по чествованию памяти героев русско-японской войны, ибо служба на гвардейском ракетном крейсере «Варяг» к этому обязывала. С трепетом и восхищением вспоминаю неоднократные посещения могилы героев-варяжцев на Морском кладбище Владивостока, помню, с каким интересом мои матросы-гвардейцы посещали залы музея истории Тихоокеанского флота, особенно периода русско-японской войны. Незабываемый до сих пор в памяти поход кораблей нашей эскадры в Цусимский пролив и возложение венков в месте гибели «обречённой эскадры» 15 мая 1985 года в честь 80-летия Цусимской трагедии. Никогда не выветрятся из памяти дорогие мне (как вахтенному штурману) острова Русский и Аскольда, мысы Эгершельда и Улисса, красоты Амурского и Усурийского заливов и многих других географических мест с именами моряков, осваивавших суровый Приамурский и Уссурийский край. Сам много рассказывал в кубриках и кают-компании о подвиге «Варяга» и «Рюрика», моряках-минерах на фортах Порт-Артура, героях обороны Корсакова и Камчатки. И только во время учёбы на военно-морском факультете Академии им. В.И. Ленина я (Смолянников С.А.) впервые узнал, что оккупацию Уссурийского края и Владивостока предотвратили экипажи подводных лодок капитана 2-го ранга Беклемишева Михаила Николаевича – подводника № 1 Российской империи. Это открытие как офицера-подводника (после окончания академии) меня настолько заинтересовало, что на протяжении последних десяти лет я по крупицам и различным источникам изучал эту историческую новеллу.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о подвиге Беклемишева хочу дать историческое вступление глазами очевидцев и участников самой русско-японской войны на море. Так, бывший главнокомандующий Вооруженными Силами на Дальнем Востоке военный министр генерал-адъютант, генерал от инфатерии Куропаткин Алексей Николаевич в изданной в 1906 году монографии «Русско-японская война 1904 – 1905. Итоги войны» писал: «Главную роль в войне с Японией, должен был играть наш флот. В войне с Японией, по преимуществу морской державой, главное место должно было принадлежать действиям не на суше, а на море. В действительности наш флот мало помог сухопутной армии. Укрывшись в Порт-Артуре, он не сделал даже попытки помешать операции по высадке десантов армий Оку, Ноги и Нодзу. Имея прекрасную базу во Владивостоке, мы расположили главную силу нашего флота в Порт-Артуре, представлявшем огромные недостатки в морском отношении». И это слова не какого-то обывателя, а военного министра, главнокомандующего, который в 1903 году лично посетил Японию и не увидел среди японских военных духа милитаризма и реваншизма за китайскую войну. Вместе с критикой флота Куропаткин с восхищением отзывается о результатах молодецких действий отряда крейсеров адмирала Йессена, сделавшего из Владивостока смелый набег к берегам Японии. Сам главком отмечает, что с прибытием в Порт-Артур нового командующего флотом вице-адмирала С.О. Макарова, шансы на успех флота значительно возросли. И сам же допускает, что если бы не произошла гибель Макарова, то исход войны на море был бы иным. Снова это пресловутое если бы…

Только после войны, анализируя итоги поражений и проигрышей, А.Н. Куропаткин пришел к выводу, что «…главнейшая причина всех причин – неподготовленность нашего флота к войне, общая поголовная неподготовленность администрации, строевых чинов, материальная и духовная. У нас думали, что войны не будет и, что флот существует лишь для ценза, министерства и смотров. Лучший в мире живой материал нашей команды, способные, восприимчивые, добродушные и отважные люди, не были не только обучены действовать всеми новейшими средствами войны, но даже жить на кораблях». К сожалению, это косвенное подтверждение упущенного шанса подводной войны нашло свое отражение лишь в воспоминаниях бывшего военного министра, бывшего главкома на Дальнем Востоке только в 1906 году.

Значительная часть историков, как дореволюционного периода, так и советского, видят причину поражения в русско-японской войне в преждевременной преступной сдаче Порт-Артура. Центром русско-японской войны стала героическая оборона Порт-Артура, которую царские чиновники хотели использовать в пропагандистских целях на фоне торжественного празднования 50-летия героической защиты Севастополя. Но праздник не состоялся. Генералы Стессель и Фок не только сдали Порт-Артур, но и поставили под угрозу весь Дальний Восток России.

Да что говорить о генералах, когда во всем Главном штабе Российского флота, за исключением, пожалуй С.О. Макарова сотоварищи, никто и понятия не имел, что время линейной артиллерийской дуэли броненосного флота начинает уходить. Что кроме огромного неповоротливого броненосного кулака необходим сильный «москитный» флот, состоявший из скоростных миноносцев и торпедных катеров, прибрежных и морских подводных лодок, береговой артиллерии, подчиненной флоту и только флоту. Уважаемый в Петербурге главный историк Главного Морского штаба капитан 2 ранга Кладо Н.Л., считаемый основным теоретиком флота, на протяжении 1904 – 1905 годов, издавал официальный иллюстрируемый альманах: «Русско-японская война на море», в котором не было места ни подводным миноноскам, ни тактике их действий. Зато при этом он же выделяет три основных тактических приема использования средств флота и оружия на море. Чтобы читатель имел возможность оценить этот труд в полном объеме (а дата издания – март 1904 года, третий месяц войны) приведем полностью выдержки из альманаха, как рекомендации Главного штаба флота:


ostrij-sepsis-septicemiya.html
ostrov-gogland-pervaya-prakticheskaya-radioliniya.html
ostrov-saaremaa.html
ostrov-vozneseniya.html
ostrovskij-a-n-dushevnaya-drama-katerini.html
ostrovskij-an-groza.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-10-finansovie-resursi-predpriyatiya-konspekt-lekcij-po-kursu-ekonomika-predpriyatiya-soderzhanie-tema-predpriyatie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/roditelyam-o-vospitanii-tolerantnosti-u-podrostkov-stranica-8.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-prosodicheskoj-storoni-rechi-programma-korrekcionno-razvivayushej-raboti-v-logopedicheskoj-gruppe-detskogo.html
  • education.bystrickaya.ru/12analiz-zakonodatelnoj-bazi-regulirovaniya-voprosov-sozdaniya-razvitiya-i-ispolzovaniya-ogir-v-rf.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-34-naimenovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/severo-osetinskij-gosudarstvennij-universitet-im-k-l-hetagurova.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadacha-4-uchebno-metodicheskij-kompleks-sostavlen-na-osnovanii-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-i-yazikovaya-reprezentaciya-britanskoj-nacionalnoj-moralno-eticheskoj-konceptosferi-v-sinhronii-i-diahronii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-opredelenie-problemi-i-podhoda-k-provedeniyu-marketingovogo-neresh-k-marketingovie-issledovaniya-prakticheskoe.html
  • universitet.bystrickaya.ru/standart-medicinskoj-pomoshi-bolnim-s-nevralgiej-trojnichnogo-nerva-klonicheskim-gemifacialnim-spazmom-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-10-memnoch-the-devil-1981-g-perevod-s-angl-i-shefanovskoj-i-ivanchenko-stenu-rajsu-kristoferu-rajsu.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatiya-formi-i-priznaki-mnozhestvennosti-prestuplenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/stefani-majer-zatmenie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravlenie-perspektivnoj-innovacionnoj-deyatelnostyu-regiona-s-uchetom-prognoznih-potrebnostej-v-investicionnih-resursah-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-upravlenie-innovaciyami.html
  • literature.bystrickaya.ru/dstemelk-sinistardi-titul-parai.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32-vibor-i-obosnovanie-koncepcii-predpriyatiya-obshestvennogo-pitaniya-prinyato-uchenim-sovetom-protokol-ot-2010-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-5-706-14-fevralya-2011-g-stranica-11.html
  • college.bystrickaya.ru/13-vliyanie-elektromagnitnih-voln-na-organizm-cheloveka-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/politicheskaya-reklama-8.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-menedzhmenta-terminologiya-klassifikaciya-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stefano-geno-rozalba-armando-metodi-i-tehniki-self-empauerment-v-socialnoj-rabote-novosibirsk-2004-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/522-arhitekturnie-resheniya-titulnij-list.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-struktura-publichnogo-doklada-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obichnie-sredstva-porazheniya-metodicheskaya-razrabotka-dlya-provedeniya-zanyatiya-so-slushatelyami-tema-8.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uzlovie-voprosi-teorii-i-konstrukciielektricheskih-mashin.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-32-starejshaya-palochka-kakie-novosti-sprosil-tot-chto-bil-povishe.html
  • institute.bystrickaya.ru/faktori-riska-ukachivaniya-1-predmet-i-metodi-patologicheskoj-fiziologii-obshie-principi-i-tipi-mediko-biologicheskih.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-13-rashodi-konsolidirovannih-byudzhetov-na-promishlennost-energetiku-i-stroitelstvo-v-regionah-cfo-v-iyule-2002-i-2003-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukovodstvo-olimpiadoj-rukovodstvo-olimpiadoj-9.html
  • student.bystrickaya.ru/13-tajnaya-i-yavnaya-doktrini-bitiya-predislovie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/inkaunter-gruppi-rukovodstvo-gruppoj.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-dannih-raschetnaya-bronetankovie-sili-satellitov-germanii-realnostyami-moskva-yauza.html
  • urok.bystrickaya.ru/posobie-rostov-na-donu-udk-50075-8-bbk-20ya73-ktk-100-s-13-stranica-21.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/funkcionalistskoe-napravlenie-v-izuchenii-kultur-belik-andrej-aleksandrovich-kulturologiya-antropologicheskie.html
  • literature.bystrickaya.ru/cineva-ve-podgotovka-uchashihsya-k-gimnazicheskomu-obrazovaniyu-p-pechataetsya-po-resheniyu-soveta-associacii-gimnazij-sankt-peterburga.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.