Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике - часть 2
.RU

Правовые и профессионально-этические регуляторы в журналистике - часть 2

Подписывая Декрет, В. И. Ленин, разумеется, учитывал, что Парижская коммуна потерпела поражение, в частности, потому, что своевременно не приостановила деятельность враждебной ей печати. Однако как диалектик он, думается, отдавал себе отчет и в том, что действие Декрета должно быть ограничено во времени: безальтернативная печать может принести обществу больше вреда, чем пользы. Иначе с чем нам следует связывать тот факт, что в конце Декрета было записано: "Как только новый порядок упрочится, .. для нее (печати) будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону" (О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. - С. 58).

Увы, закону о печати так и не суждено было появиться у нас вплоть до недавнего времени. Правда, на печать можно было экстраполировать положения, скажем, 7-й статьи Гражданского кодекса РСФСР (о защите чести и достоинства), 130-й, 131-й, 75-й и 141-й статей Уголовного кодекса РСФСР (соответственно: о клевете, оскорблении, разглашении сведений, составляющих государственную тайну, плагиате), некоторых других. Однако примеров того, что по этим статьям возбуждались иски против журналистов, было немного. Законодательная, исполнительная и судебная власть (не по форме, а по существу) более 70 лет сосредоточивалась фактически в одних руках. Монопольно направлял, поощрял и карал своих "подручных" партийный аппарат, руководство печатью в известные годы осуществлялось точно так же, как руководство хозяйственной деятельностью, образованием , культурой, литературой. Оно было малокомпетентным, со слабым знанием предмета руководства, кичливым, временами вероломным и полностью безответственным перед народом.

Уже и изложенное, на наш взгляд, проливает некоторый свет на значение, которое имеет законодательство о прессе и других средствах массовой информации в переходе от тоталитарного к правовому государству, а также указывает на то место, которое оно должно занять в системе разрабатывавшихся не одним поколением отечественных законодателей правовых норм.

Какие конкретно юридические документы имеются в виду? Это в первую очередь Конституция РФ, в которой среди прочих прав и свобод человека и гражданина признаются и гарантируются «право на неприкосновенность частной жизни», «право на тайну переписки», «свобода мысли и слова», «свобода искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», «свобода массовой информации». Одновременно Конституция закрепляет некоторые ограничения названных свобод, объявляя, например, недопустимыми «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия», «пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду», «принуждение кого-либо к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Также законодательную базу о СМИ составляют: непосредственно Закон РФ «О средствах массовой информации», а также Гражданский и Уголовный кодексы.

Вышеупомянутые кодексы оговаривают порядок и способы воздействия на нарушителей прав и свобод граждан, а также нарушителей введенных Конституцией и Законами РФ ограничений и запретов. Интересующие нас статьи кодексов достаточно конкретны, не требуют пояснений и потому считаю достаточным привести их (статей) текст в приложении к данной курсовой работе.

Думаю, что подробно пересказывать статьи закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" также не следует. Остановимся только на тех моментах, которые имеют отношение к теме нашего разговора.

Знакомясь с Законом, нельзя не обратить внимания на то, что в нём ни слова не говорится о задачах прессы, о том, что ей можно освещать, а чего нельзя, кому следует контролировать тематику, направленность её выступлений. Дело в том, что уже в 1-й статье провозглашено, что пресса свободна , а в 3-й – что цензура отменяется. Эти статьи, а также 58-ю, содержащую в себе требования о необходимости прекращения финансирования, более того – необходимости немедленной ликвидации организаций либо учреждений, которые пытались бы осуществлять функции цензуры мы считаем ключевыми для российского Закона. Этими положениями, в частности, и определены независимость, суверенность газеты в выборе содержания и тематической направленности выступлений. Никакой директивный орган в принципе не может обязать журналистов писать, скажем, на промышленные или бытовые, или сельскохозяйственные темы. В самых общих чертах тематическая сторона деятельности согласно статье 10 оговаривается в заявлении о регистрации средства массовой информации. В рамках указанного заявления журналист имеет полную свободу самовыражения. Правда, с учётом того, что выносит за рамки свободы 4-я статья Закона.

В этой 4-ой статье названы «недопустимость, злоупотребление свободой массовой информации», перечисляется то, о чём журналистам не рекомендуется писать, за что предусмотрена либо уголовное, либо какое-нибудь иное наказание. Так, журналист не может разглашать сведения, составляющие государственную или другую тайну, охраняемую законом. Журналист не может призывать к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства. К ненасильственному захвату и изменению, как это вытекает из статьи, призывать допускается. С этим, очевидно, надо связывать нередко появляющиеся теперь в прессе антиправительственные, антипрезидентские и т. п. выступления. Грани между «насильственным» и «ненасильственным» судя по опыту авторы выступлений стараются не переступать.

Недопустимо пропагандировать в прессе войну, насилие, жестокость, расовую, религиозную, национальную исключительность или нетерпимость. Запрещено и преследуется в соответствии с Законом использование средств массовой информации для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство. Об этом идёт речь не только в статье 4, но и в статьях 49 («Обязанности журналиста») и 51 («Недопустимость злоупотребления правами журналиста»). Кроме того, на журналистику распространяется действие тех положений Конституции РФ, гражданского и уголовного законодательства, которые нацелены на защиту частной жизни граждан. К частной жизни отнесены все вопросы, которые гражданин вправе решать самостоятельно. Например, охраняется от постороннего вмешательства личная переписка, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, гарантируется неприкосновенность жилища и находящихся там вещей, охраняется тайна усыновления. Нарушение этих норм чревато для любого лица или организации уголовным наказанием вплоть до лишения свободы. По нормам гражданского права подлежит наказанию виновный в распространении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию человека или фирмы. Таковыми признаются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов, которые умаляют честь и достоинство обиженного лица. Суд может обязать распространителя такой информации (а им нередко оказывается журналист или редакция) принести извинения, опубликовать опровержение или возместить причинённый вред.

Ответственность и права журналиста. Этот вопрос мы изложим не только кратко, но и фрагментарно, поскольку он точно представлен в правовых документах.

Если журналист является автором публикации или передачи, то, согласно статьям 4, 51и 62, он несет полную ответственность за материалы. Мера ответственности зависит от того, какой в конкретном случае допущен просчет: допустил ли журналист злоупотребление предоставленными ему правами (скажем, в области сбора материала), свободой слова или нарушение иного рода. К действующему законодатель ству, на основании которого оцениваются действия журналиста, в первую очередь относятся Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации.

Если журналист готовит материал к печати, то, согласно статьям 47 и 49, он должен "проверить достоверность сообщаемой ему информации". В отдельных случаях журналист освобождается от проверки, а также от ответственности за неточности, ошибки, содержащиеся в материале. Какие это случаи? Согласно статье 57 Закона, сотрудник редакции не несет ответственности за сведения:

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств;

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс- служб;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов и делегатов на сессиях, съездах, конференциях и т.п., а также официальных выступлений должностных лиц;

5)е сли они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с Законом (речь идет, в частности, об опровержениях, которые, согласно 43-й статье, редакция не имеет права редактировать, а также о материалах, передаваемых для публикации учредителями, органами, в которых регистрировалось средство информации, — об этом говорится в статье 35, имеющей название "Обязательные сообщения");

6) если они являются дословным воспроизведением материалов, распространенных другим средством информации.

Надо добавить, что редакция не имеет права редактировать тексты, написанные депутатами по их инициативе. Так записано в Законе о статусе депутатов (Известия. —1990.— 10 июня). Заметим, что данное положение принесло редакциям немало дополнительных беспокойств. Особенно радикальные депутаты не всегда в своих писаниях сдерживают эмоции, дают слишком резкие оценки тех или иных должностных лиц, политических деятелей и т. п. В свою очередь оскорбленные лица нередко отождествляют такие выступления с позицией редакций, присылают в них опровержения, требуют от журналистов публичных покаяний.


rossiya-v-yanvare-realizaciya-skota-i-ptici-na-uboj-uvelichilas-do-3139-tis-tonn-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-8.html
rossiyane-mogut-pozhertvovat-sredstva-cherez-sms-v-podderzhku-detej-s-redkimi-zabolevaniyami.html
rost-i-razvitie-vidov-roda-acer-v-usloviyah-introdukcii.html
rostov-na-donu.html
rostovskoj-oblasti.html
rovno-god-posle-dvojnogo-terakta-v-moskovskom-metro-na-sokolnicheskoj-linii-internet-resurs-wwwtvcru-03042011.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-23-novie-razrabotki-i-tendencii-uchebnik-dlya-mnogih-uchebnih-zavedenij-posle-smerti-dzhefkinsa-knigu-dorabatival.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-upravleniya-mashinostroitelnim-predpriyatiem-na-primere-oao-elsib.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rol-issledovatelskoj-deyatelnosti-shkolnikov.html
  • university.bystrickaya.ru/globalnie-problemi-sovremennosti-tema-obshestvo-kak-sistema-ponyatie-obshestvo-strukturnie-elementi-obshestva.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-3-sistemi-transfera-znanij-v-universitetah-innovacionnom-universitete.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-napravleniyu-podgotovki-magistraturi-270111-68-teplogazosnabzhenie-naselennih-mest-i-predpriyatij.html
  • klass.bystrickaya.ru/amerikanci-nachali-perestraivat-politiku-v-oblasti-obrazovaniya-otmenyat-seks-prosvet-i-vvodit-programmi-celomudriya-s-orientaciej-na-brak-supruzheskuyu-vernost-i-mnogodetnost.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zlonamerennim-ubijstvom-prilozheniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-v-trubnikova-tomsk-izd-vo-tpu-2004-105-s-stranica-7.html
  • lesson.bystrickaya.ru/proektirovanie-holodnogo-ceha-stolovoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prazhskaya-skazka-ekonom-ezhenedelno-po-pyatnicam-s-02-04-22-10-10-krome-30-04-i-07-05.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ushirenie-avtomobilnih-dorog-kategorij-v-i-s-stroitelnie-normi-i-pravila.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/elektrosnabzhenie-selskohozyajstvennih-potrebitelej-budyonovskih-res.html
  • klass.bystrickaya.ru/arhivnoe-agentstvo-irkutskoj-oblasti-spisok-telefonov-arhivnih-uchrezhdenij-irkutskoj-oblasti-irkutsk-2011.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-slessarenko-kniga-soderzhit-materiali-dokladov-i-vistuplenij-uchastnikov-lempertovskih-chtenij-vi-mezhdunarodnogo.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-i-prodolnij-profil-podezdnih-promishlennij-transport-snip-05-07-91.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-vnimanie-umo-po-klassicheskomu-universitetskomu-obrazovaniyu-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/associaciya-inzhenernogo-obrazovaniya-rosii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oris-mektebndeg-aza-tl-pn-bojinsha-oushilar-olimpiadasin-tkzu-zhnndeg-dstemelk-nsau.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-pedagogicheskoj-praktiki-dlya-magistrov-2-kursa-050700-68-pedagogika-magisterskaya-programma-doshkolnoe-obrazovanie-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vseproshayushim-3-34-sejchas-ya-rasskazhu-tebe-o-sredstvah-s-pomoshyu-kotorih-ti-bistro-dostignesh-uspeha-v-joge.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-r-protasevich-poryadok.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturnogo-chteniya-v-raznovozrastnih-klassah.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabotniki-otryada-protivopozharnoj-sluzhbi-vstretilis-s-vospitannikami-lagerya-rodnichok-internet-resurs-ysiaru-06082011.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-s-ispolzovaniem-kompyuternih-tehnologij-po-teme-proizvodnaya-i-differencial.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dva-redkih-nablyudeniya-nehodzhkinskih-limfom-osobennosti-strukturi-semennikov-nepolovozrelih-osobej-lesnoj-mishi.html
  • bystrickaya.ru/vidi-nalogov-za-rubezhom-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/turistskie-programmi-programma-razvitiya-sferi-turizma-zelenodolskogo-municipalnogo-rajona-na-2011-2016-gg.html
  • literature.bystrickaya.ru/epilog-k-rasskazu-skvajra-sleduyut-slova-franklina-skvajru-i-slova-traktirshika-franklinu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tel343-359-84-79-371-28-06-8-912-66-000-16.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-5-solenie-i-marinovannie-konspekt-lekcij-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-kemerovo-2002.html
  • education.bystrickaya.ru/24-iyulya-2008g-izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-44-zk-stranica-15.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osvobozhdenie-ot-boleznennogo-sostoyaniya-proishodit-togda-kogda-rebenok-chuvstvuet-sebya-prinyatim-i-ponyatim-empatiya-i-prinyatie-dayut-rebenku-vozmozhnost-usilit-sa.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-03022011-1500-teleprogramma-novosti-pervij-kanal-03022011.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-2-zadacha-po-opredeleniyu-optimalnogo-razmera-zakaza-recenzenti-kand-ekonom-nauk-yu-s-valeeva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.