.RU

Повесть

Б. Розенфельд

Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой литературе совершенно невозможно. Неопределенность термина «П.» осложняется еще двумя специфическими обстоятельствами. Во-первых, для нашего термина «П.» нет точно соответствующих терминов в зап.-европейских языках: немецкому «Erzählung», французскому «conte», отчасти «nouvelle», английскому «tale», «story» и т. д. отвечают у нас как «П.», так и «рассказ», частью «сказка». Термин «П.» в его определенной противопоставленности терминам «рассказ» и «роман» — специфически русский термин (см. «Роман», «Новелла»). Во-вторых, П. — один из стариннейших литературных терминов, который в различные исторические моменты менял свое значение. Необходимо к тому же различать изменение значения термина «П.» от изменения самих соответствующих явлений. Историческое развитие термина отражает конечно (с некоторым лишь запозданием) движение самих жанровых форм. Не случайно у нас термины «рассказ» и «роман» появляются позднее, чем «П.», как не случайно и то, что на определенном этапе этот последний применяется к таким произведениям, которые являются по существу рассказами (см. «Рассказ»). Так. обр. раскрыть конкретно и полно содержание понятия «П.» и определить его границы можно лишь на основе характеристики соответствующих литературных фактов в их историческом развитии.

I. Повесть в древней русской литературе

Первоначальное значение слова «П.» в нашей древней письменности весьма близко к его этимологии: П. — то, что повествуется, представляет законченное повествование. Поэтому применение его весьма свободно и широко. Так, П. часто назывались произведения житийные, новеллистические, агиографические или летописные (напр. «Повесть о житии и отчасти чудес исповедание блаженного Михаила...», «Повести о мудрых женах» или известное «Се повести временных лет» и т. д.). И обратно: в заглавиях старинных П. находим термины «Сказание», «Житие», «Деяния» соответственно распространенному на Западе лат. «gesta», «Слово», при нравоучительном осмыслении — нередко «Притча», позже «Приклад» (т. е. пример). Вместе с тем старинная П. и по существу теснейшим образом переплетается с большинством других повествовательных жанров. В недостаточно еще диференцированной, «синкретичной» древней письменности П. является той наиболее общей жанровой формой, в которой перекрещиваются почти все повествовательные (более узкие) жанры: житийные, апокрифические, хроникальные, воинско-эпические и т. п. Это однако не исключает того, что одни из явлений, сюда относящихся, занимают центральное место в этой жанровой группе, другие находятся на ее периферии, третьи же лишь номинально относятся к ней. Так, очевидно родство с П. летописной записи, религиозной легенды и т. п. в их наиболее развернутых образцах. Для повести характерно связное изложение не одного, а целого ряда фактов, объединенных единым стержнем.

Впрочем одного этого формального признака недостаточно для определения типичных образцов древней П. Так, по композиционной структуре близки к типичным формам П. те жития, которые дают развернутую биографию «святого» (напр. «Житие Юлиании Лазаревской» нач. XVII в., стоящее к тому же на грани между церковным житием и светской П.). Однако, близко соприкасаясь с П., порою образуя гибридные формы с ней (например «Житие Александра Невского», в котором соединяются черты житийные и воинско-эпические), в целом житие как жанр, в силу своего тематико-идеологического содержания, резко отличается от П. даже в пределах одного стиля как по своей литературной роли, так и по тенденциям развития (хотя житие иногда и называется П.). Узко-церковная направленность агиографии и связанная с этим ирреалистическая устремленность, давление учительно-риторической струи, консерватизм форм и т. д. уводили этот жанр в сторону от большой дороги литературного процесса, в то время как повесть именно и прокладывала эту большую дорогу в древний период, если не в количественном, то в качественном отношении.

Центральную линию развития повестийных жанров дают повести светские, которые несли в себе в условиях своего времени тенденцию развития беллетристики как таковой. Обслужить все потребности, все стороны социальной практики класса одни церковные (преобладавшие) жанры не могли: задачи организации светской власти, разностороннего классового воспитания, наконец запросы любознательности и тяга к занимательному чтению требовали более разносторонней литературы. Отвечая всем этим потребностям, направленным на реальную жизнь, на ее «светские» стороны, литература эта и сама была в общем более реалистической и далекой от аскетизма церковных писаний, хотя реалистичность эта часто бывала весьма относительной; темы исторические, географические и т. п. были столь пронизаны баснословными легендарными элементами, что произведения, их разрабатывавшие, носили порою весьма фантастический характер («Александрия», «Девгениево деяние» и т. п.). Их жанровая форма и определялась этой их функцией: отвечая потребности в расширении социально-исторического кругозора в художественном отражении текущих событий, в литературном воплощении «героя» своего времени, произведения эти, еще синкретически соединявшие моменты художественные, научные и публицистические, развертывались в формах повествования наиболее простого, отражающего в своей последовательности естественный порядок событий и потому по своим размерам свободно охватывающего тему любого масштаба, т. е. в жанровых формах древних повестей. Вместе с тем сравнительная простота социальных отношений и бытовых их проявлений и примитивность познавательных возможностей литературы определяли сюжетную однолинейность, «одноплановость» древних произведений, свойственную П. Все это обусловливало собою то, что светская П. в нашей древней письменности если и не была господствовавшим видом литературы в силу преобладания церковных жанров, то во всяком случае несла в себе наиболее широкие возможности собственно художественно-литературного беллетристического развития, тем более, что указанная композиционная простота отнюдь не делала древнюю П. «безыскусственной», вне-художественной: наоборот, мы видим в ней достаточно развитую систему художественных средств — стилистических, сюжетных, композиционных, которые порой достигают высокой степени мастерства. Из сказанного ясно и то, что в системе жанров древнерусской письменности П. была наиболее широкой, эпической жанровой формой (а не «средней», каковой она является сейчас), хотя практически размер древних П. весьма различен: размер не должен отождествляться с широтой жанра, представляющей как бы масштаб отражения им действительности, широту охвата объекта, по отношению к чему длина произведения является моментом вторичным, производным (и вместе относительным). Впрочем и в отношении внутренней структуры древние П. не были совершенно однородны, и если указанные выше структурные признаки следует считать для них характерными, то все же в иных своих образцах древняя П. приближается к типу зачаточных форм романа (особенно в переводных вроде «Александрия» и т. п.), в других — к типу исторического очерка или мемуаров (П. об исторических событиях) и т. д.

Наконец надо отметить еще одно явление, характерное для древней П., как и для ряда других жанров ранних стадий литературного развития (басни, притчи, ранней новеллы, сказки, песенного эпоса и т. д.). Это — международное распространение многих П., обычно анонимных и подвергавшихся в различных национальных и классовых средах многочисленным переработкам. Мировая популярность такого рода произведений определялась интересом к ним как историческим источникам («Александрия», «Троянская история» и т. п.) и широким типизмом отраженных в них социально-бытовых ситуаций и взаимоотношений, воплощенных в их примитивных, но зато легко поддающихся различным модификациям образах («Бова королевич», «Варлаам и Иоасаф» и т. п.). Многие из этих «переходных повестей» приобрели широчайшую популярность и у нас и, сохраняя ее на протяжении столетий, проникали во все слои грамотного люда, подвергались новым обработкам, демократизировались, а иногда даже переходили в устную традицию, в частности — крестьянский фольклор (заметим кстати, что к фольклору же порой восходит и первоисточник «перехожей П.»). Географические источники таких П. чрезвычайно разнообразны. К нам они шли и из Византии и позже (с XVI века) — в связи с новым этапом исторического развития России — с Запада и с Востока (редко непосредственно, обычно через посредство Византии или Запада).

В соответствии с характером сюжетики этих П., весьма разнообразной, но поддающейся все же подразделению на ряд типов, выработались и определенные композиционные схемы различных видов П. Наиболее типичными видами являются здесь П. историческая (точнее псевдоисторическая — в виду искаженности фактов и наличия фантастики), авантюрно-героическая с любовными и фантастическими мотивами (непосредственно граничащая с авантюрно-любовным романом, особенно — рыцарским) и нравоучительная (порою соприкасающаяся с церковными жанрами — житием и т. п., порою — с бытовой новеллой). Для первых двух (вообще резко не разграничивающихся) характерна композиция в виде последовательного изложения ряда событий и приключений, объединенных единым стержнем (обычно — биографией героя), для третьей — нанизывание ряда притч, вводящихся в обрамляющий, самостоятельно развитой сюжет и мотивирующихся различными моментами последнего. В пределах каждого из этих композиционно-тематических типов мы находим конечно далеко не однородные по своему происхождению и стилевой природе произведения (причем в соответствии со стилем модифицируется и конкретное художественное осуществление этих схем). В связи с направлением и классовым характером русского литературного процесса в целом у нас переводилось в ранний период то, что отвечало интересам боярства (дружины, духовенства), а позже (в XVI—XVII вв.) — дворянства, купечества, частью — мелкой буржуазии; состав переводных П. изменялся в основном в сторону смены церковно-византийских влияний западно-светскими. Но это — основная схема, которую не следует утрировать: светская П. проникла к нам еще в период византийского влияния, слегка лишь подкрашенная религиозными мотивами. Таковы напр. исторические и авантюрно-героические П вроде «Александрии», «Девгениева деяния» и ряда других переводных П. XII—XIII вв. П. с воинско-героической тематикой оказали значительное влияние на нашу оригинальную воинскую П. как со стороны жанровых форм вообще, так особенно в стилистическом отношении (метафоры, сравнения, формулы и т. п.). Ближе к религиозной литературе (библейской, житийной) такие нравоучительные П., как «Повесть об Акире премудром», «О Стефаните и Ионилате», «О Варлааме и Иоасафе». Все три эти П. — восточного происхождения. Того же происхождения и жанрового характера «История семи мудрецов», пришедшая к нам много позже — в XVII в. — уже в западнофеодальной обработке. В XVI—XVII вв. появился новый поток переводной литературы — зап.-европейской, в частности светских П., носящих рыцарский характер. Таковы П. «О Бове королевиче», «О Василии златовласом», «История о Петре-златых ключах» и др., в которых сильнее подчеркиваются любовная тематика, светские мотивы и т. д., и произведения, стоящие на грани между П. и романом. К этим произведениям тематически примыкает и «Повесть о Еруслане Лазаревиче», впрочем отличающаяся от них восточным, быть может устно-поэтическим происхождением и более демократическим характером общего стиля.


puteshestvie-v-sudan.html
puteshestvuya-po-tobject-ili-kak-ono-rabotaet.html
putevoj-demestvennij-i-bolshoj-znamennij-raspevi-chast-2.html
puti-i-sposobi-povisheniya-ustojchivosti-raboti-obektov-ekonomiki-v-chrezvichajnih-situaciyah.html
puti-povisheniya-effektivnosti-aktivnih-metodov-obucheniya-izotov-b-a.html
puti-povisheniya-effektivnosti-molochnogo-skotovodstva-chast-2.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/znachenie-tvorchestva-b-s-ryabinina-i-ego-aktualnost-v-xxi-veke.html
  • composition.bystrickaya.ru/organi-studencheskogo-upravleniya-v-obshezhitiyah-chto-takoe-rudn.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-alistera-magrata-bogoslovskaya-misl-reformacii-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pritcha-pro-uchenika-chto-ti-umeesh-valyavskij-a-s-vosmerichnij-put-k-schastyu-semya-kak-put-v-drugie-izmereniya-vozlyubi-sebya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avgust-mladshij-vozrast-programma-letnej-razvivayushe-ozdorovitelnoj-raboti-v-maudo-detskij-sad-1-g-yalutorovska-na-2011-god.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-fenomenologiya-organizacij-uchebnoe-posobie-moskva-2004-avtori-doktor-voennih-nauk-professor-medvedev.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-metoda-v-sovetskom-yazikoznanii-ocherki-po-obshemu-yazikoznaniyu.html
  • literature.bystrickaya.ru/energiya-budushego.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-russkogo-yazika-v-6-klasse-tema-imya-sushestvitelnoe-kak-chast-rechi-vvodnij-urok.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vosmogo-vserossijskogo-festivalya-voenno-patrioticheskoj-pesni-shit-rossii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-klassifikaciya-vidov-intellektualnoj-sobstvennosti-obrazovatelnaya-programma-professionalnoj-perepodgotovki.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-5-ponyatie-o-ksenobiotikah-i-ih-roli-v-ekologii-cheloveka-lekciya-chelovek-i-biosfera-1.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/process-obucheniya-kak-celostnoe-yavlenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-obshie-tehnologicheskie-meri-preduprezhdeniya-prihvatov-v-g-abaturov-burenie-v-slozhnih-geologicheskih-usloviyah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metod-programmirovaniya-i-shem-vetvej-v-processah-resheniya-zadach-diskretnoj-optimizacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/miniinvazivnaya-revaskulyarizaciya-miokarda-na-sovremennom-etape-serdechno-sosudistaya-hirurgiya-14-00-44.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kto-budet-zashishat-tebya-rodina.html
  • desk.bystrickaya.ru/pavelamnuelobratnoj-dorogi-net-edgar-richard-goraciouolles-esli-vlozhit-dushu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-konsultativnih-vstrech-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-byudzhetnogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gorodskaya-celevaya-programma-razvitie-molodezhnoj-politiki-goroda-krasnoyarska-na-2009-2011-godi-i-pasport.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematika-kursovih-rabot-po-kursu-istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii-dlya-studentov-1-kursa-zaochnogo-fakulteta.html
  • tests.bystrickaya.ru/lyubimoe-delo-prinosit-dostatok-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoriya-predelnoj-poleznosti.html
  • school.bystrickaya.ru/i-na-sajtah.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/taktika-osmotra-mesta-proisshestviya-chast-6.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarnij-plan-uchebnih-zanyatij-po-discipline-radiacionnaya-genetika-docent-kafedri-sudebnoj-ekologii-k-b-n-kulieva-g-a.html
  • bystrickaya.ru/vse-progressi-reakcionni-esli-rushitsya-chelovek.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nstitucjne-pravo-vropejskogo-soyuzu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-znakomstvo-s-emociej-zlost-v-osnove-ideya-t-d-zinkevich-evstigneevoj-cel.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-dzh-edvard-griffin-mir-bez-raka-istoriya-vitamina-v17-preduprezhdenie-cel-etoj-knigi-sostoit-v-tom.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-dulat-isabekovt-pke-pesasi-ata-mt-hikayati.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovaniya-nauki-i-innovacij-stranica-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/algoritm-kalendarnogo-planirovaniya-vospitatelno-obrazovatelnoj-raboti-vne-zanyatij-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr-5-6-let.html
  • institut.bystrickaya.ru/strukturno-kurs-sostoit-iz-4-tem-tema-vvedenie-rechevoj-etiket-delovogo-obsheniya-tema-delovaya-korrespondenciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.