.RU

Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада

Обучение и воспитание детей с ФФНР
в старшей группе детского сада

В течение года дети с ФФНР старшей группы осваивают 2 про­граммы: общеобразовательную и коррекционную. Важно при этом правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя в организации обучения и воспитания детей.

Программа коррекционного обучения детей с ФФНР в старшей группе детского сада

(авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина, 1993)

Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода.

Первый период обучения (сентябрь - середина ноября).

Фронтальные логопедические занятия по произношению - 2 ра­за в неделю.

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.

Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда - ежеднев­но (в течение всех периодов обучения).

Работа воспитателя по заданию логопеда - ежедневно (в тече­ние всех периодов обучения).

На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:

1. отработкой правильной артикуляции, закреплением и автома­тизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : [а], [о], [у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], | н |, [н'], [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], | д |, |_д` | , [г], [г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и таким образом создается база для появ­ления в речи отсутствующих звуков;

2. постановкой отсутствующих у ребенка звуков (при возможно­сти - одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям);

3. выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;

4. различением звуков на слух;

5. дифференциацией поставленных или сохранных звуков в про­изношении.

На фронтальных логопедических занятиях:

1. изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от более легких к более сложным по артикуляции звукам;

2. одновременно проводится работа по формированию фонема­тического восприятия.

Дети утрированно произносят названные выше звуки, угады­вают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и оп­ределяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка четкой артикуляции про­стых согласных звуков сочетается с формированием умения слы­шать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других сло­гов, определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция звука). Ведется работа по запоминанию сло­говых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстуки­вать ритм, угадывать количество слогов. После сформирован­ного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки мож­но переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).

Второй период обучения (вторая половина ноября - пер­вая половина февраля).

Фронтальные логопедические занятия - 3 раза в неделю.

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.

На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствую­щих звуков и их автоматизация.

На фронтальных логопедических занятиях акцентируется вни­мание:

1. на дифференциации на слух и в произношении звуков по твердо­сти - мягкости, глухости - звонкости; на занятиях закрепляются и дифференцируются следующие звуки: [л']-[ы], [с], [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-|з|, [с']-[з'], [ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];

2. на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;

3. на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;

4. на развитии связной монологической речи: составлении корот­кого рассказа с опорой на наглядность;

5. на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: опреде­лении позиции звука в слове (в начале, середине, конце); опреде­лении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и открытых слогов, их преобразовании;

6. на усвоении терминов и понятий слог, слово, предложение, звук, согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки. -

Третий период обучения (февраль- май).

Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа про­водится с детьми, у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков.

Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в не­делю.

Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 2 раза в неделю.

Главное в этом периоде:

1. закрепить навык употребления поставленных звуков в само­стоятельной речи детей;

2. изучить и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], |р|-[р'], |л|-[р], |р'|-|л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];

3. закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочиненного и сложноподчиненного предложений в само­стоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.

Дети к концу третьего периода:

1. на базе полностью сформированного произношения и фонемати­ческого слуха самостоятельно проводят анализ и синтез однослож­ных слов (лук, шум), слогов и слов со стечением согласных ([сто], стол, стул). В качестве зрительной опоры используются схемы,

где длинной полоской обозначено слово, короткой - слоги, глас­ные звуки выделяются красными кружочками, согласные - синими;

2. свободно пользуются лексико-грамматическими конструкция­ми - простыми и сложными предложениями.

Дети, заканчивая обучение по коррекционной программе груп­пы ФФНР, переходя в обычную подготовительную группу, пол­ностью готовы к обучению грамоте.

Воспитатель в течение всего времени обучения детей с ФФНР занимается по рекомендациям логопеда совершенствованием ар­тикуляционной, тонкой и общей моторики; закреплением произ­ношения поставленных логопедом звуков; обогащением, уточне­нием и активизацией отработанной лексики в соответствии с лек­сическими темами программы; закреплением употребления фор­мирующихся грамматических категорий; формированием связной речи; закреплением формирующихся навыков звукослогового ана­лиза и синтеза; развитием фонематического восприятия; развитием внимания, памяти, логического мышления.

Обучение и воспитание детей с ФФНР в подготовительной группе детского сада

Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной группе (автор - Г. А. Каше, 1985)

Курс коррекционного обучения рассчитан на 10 месяцев (сен­тябрь - июнь).

При разработке коррекционного обучения учитывались не­сколько задач: коррекция речевого дефекта, подготовка к овладе­нию грамотой, усвоение грамоты, предусмотренное программой I класса массовой школы. Программа рассчитана на детей 7-го года жизни.

В процессе работы по формированию звукопроизношения на том же материале планируются упражнения по развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Следует иметь в виду, что несформированность фонематических представлений у детей с ФФНР приводит к тому, что готовность их к звуковому анализу речи слабее, чем у нормально говорящих, кроме того, есть отста­вание в лексико-грамматическом развитии.

Последовательность усвоения детьми звуков речи в этой про­грамме разработана с учетом формирования звуков речи при нор­мальном речевом развитии.

Закрепление произношения осуществ­ляется:

1. закрепление артикуляционного уклада поставленного звука в слогах, в словах и предложениях;

2. сравнение на слух поставленного звука с другими звуками речи.

По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3 задания и, следовательно, требующие распреде­ления внимания ребенка. Затем вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически правильной речи. На послед­нем этапе обучения включаются специальные упражнения, на­правленные на развитие выразительности речи.

Особенности системы обучения грамоте детей с ФФНР (по Г. А. Каше)

Обучение грамоте в группе для детей с ФФНР протекает в усло­виях, отличающихся от условий массовой школы. Отметим их.

1.Обучение грамоте проводится на материале звуков, пра­вильно произносимых детьми.

2.Определяется соответствие между изучаемыми звуками и формами фонемного анализа.

3.Выделяется длительный период подготовки детей к обуче­нию грамоте, содержание которого специфично.

4.Проводится тщательная отработка усваиваемого детьми ма­териала на каждом этапе обучения.

С учетом особенностей развития речи детей данной категории процесс овладения чтением и письмом не только растянут во вре­мени, но и предполагает иное расположение материала и исполь­зование особых методических приемов.

Первый период- подготовительный (длится 8 недель). ,

Его цель - воспитать готовность к анализу слов простой сло­говой структуры типа СГС; СГСГ (С - согласный, Г - гласный).

Основной единицей обучения в этот период является звук, вы­деленный из состава слова. Упражнения в звуковом анализе и синтезе проводятся на звуках, имеющихся у ребенка.

Разработана последовательность овладения детьми разными формами звукового анализа:

1. умение выделять начальный гласный звук из состава слов;

2. анализ ряда состоящего из 2- 3 гласных звуков;

3. анализ и синтез обратного слога типа ГС;

4. выделение гласного из положения после согласного;

5. умение выделять последний звук (из слов типа СГС) и первый согласный из слов;

6. упражнения в анализе и синтезе прямых слогов типа СГ;

7. использование фишек для моделировании схем по звуковому анализу и синтезу (красный цвет - гласный звук; черный - твер­дый согласный; синий - мягкий согласный) после овладения чет­ким произношением звуков и умением определять слоги в слове;


otechestvennie-almazi.html
otechestvennie-statisticheskie-paketi.html
otello-kak-tragediya-obmanutogo-doveriya.html
othodi-proizvodstva-i-potrebleniya-upravlenie-othodami-na-proizvodstve.html
otkaz-ot-nasiliya-doklad-generalnogo-sekretarya.html
otklonenie-elektrona-elektricheskim-i-magnitnim-polyami.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-vtoroj-polovini-xx-veka-obrazovatelnaya-programma-mou-repevskaya-shkola-srednego-polnogo-obshego.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-literaturnomu-redaktirovaniyu-visshee-obrazovanie-stranica-15.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchastie-otechestvennogo-neftegazovogo-servisa-i-mashinostroeniya-v-razvitii-neftegazovogo-kompleksa-soobshaet-korrespondent-oilru-com-kruglij-stol-bil-organizovan-soyuzom-neftegazopromishlennikov-rf.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/listen-watch-and-speak-dlya-studentov-stranica-18.html
  • lesson.bystrickaya.ru/oj-beda-holoda-novgorodskie-vedomosti-20012006-koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-oblasti-na.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tihonov-vyacheslav-vasilevich.html
  • studies.bystrickaya.ru/82-svedeniya-o-kazhdoj-kategorii-tipe-akcij-emitenta-akcionernaya-neftyanaya-kompaniya-bashneft.html
  • student.bystrickaya.ru/2-poryadok-predostavleniya-karti-klientu-pravila-polzovaniya-bankovskimi-kartami-dlya-derzhatelej-kart-visa-bank24-ru-oao.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-dvenadcatoe-soveshanie-storon-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/polozhenie-o-virtualnih-tvorcheskih-masterskih-konkurs-proektov-obrazovanie-eto-moj-biznes-s-s-28-30.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-5-poryadok-zaklyucheniya-dogovora-konkursnayadokumentaci-ya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-v-nb-rgu-za-3-kvartal-2008-g-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8nauchnoe-i-gumanitarnoe-sotrudnichestvo-sodruzhestvo-nezavisimih-gosudarstv-ispolnitelnij-komitet-razvitie-mezhregionalnogo.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-g-baburina-okazavshis-v-foje-uralgeoinform-nevolno-zaderzhivaesh-svoj-vzglyad-na-yarkih-sochnih-chistih-tonah-sinem-fioletovom-rozovo-krasnom-izumrudno-zelenom-eto-vistavka-detskogo-risunka-zima.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ah-literaturnogo-chteniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-ee-vipolneniya-po-discipline-vozrastnaya-fiziologiya-i-psihofiziologiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ix-informaciya-o-mashinah-i-oborudovanii-4-dannie-o-gosudarstvennoj-registracii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sosredotochenie-prinosit-rezultati-osmeltes-preuspet.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/moskva-i-moskovskaya-guberniya-v-period-perehoda-rossii-k-imperializmu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b-dopolnitelnaya-literatura-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskaya-oblast-koncepciya-zastavit-zakon-rabotat-portal-obshestvennoj-palati-15-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yaustal-pryatatsya-ot-tarelok-oni-menya-ne-slushayutsya-yazhivoj-chelovek-chto-mne-teper-i-iz-za-stola-vstat-nelzya-ej-legko-govorit-ona-tolko-vzglyanet-i-vse-stranica-8.html
  • bukva.bystrickaya.ru/opisatelnij-otchet-ministerstva-molodezhnoj-politiki-sporta-i-turizma-orenburgskoj-oblasti-o-razvitii-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-orenburgskoj-oblasti-za-2010-god-soderzhanie-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/-2-razrabotka-predlozhenij-po-perechnyu-i-osnovnomu-soderzhaniyu-federalnih-standartov-ocenki-k-razrabotke-v-2005-2008-gg-na-osnove-mezhdunarodnih-standartov-ocenki.html
  • university.bystrickaya.ru/evolyuciya-drevnerusskogo-chetego-sbornika-kak-narodnoj-knigi-v-istoriko-literaturnom-kontekste-xvii-xviii-vv.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raschyotno-graficheskaya-rabota-po-osnovam-proektirovaniya-optovih-torgovih-predpriyatij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-i-termini-i-opredeleniyazakazchik-a-e-romanenko-07-sentyabrya-2009-g.html
  • books.bystrickaya.ru/e-l-ermolaeva-pervaya-letnyaya-shkola-po-latinskomu-yaziku-i-antichnoj-kulture.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-protokol-150-ot-14-maya-2012-g-stranica-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-chtenie-i-pismo-matematike-razvitiyu-rechi-ruchnomu-trudu-izobrazitelnomu-iskusstv.html
  • testyi.bystrickaya.ru/abuse-uchebnoe-posobie-po-perevodu-na-materiale-tekstov-po-evropejskomu-pravu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnie-resheniya-opit-kompanij-uvazhaemie-podpischiki-glavnie-novosti-po-indeksu-citiruemosti-ic.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saveleva-galina-semenovna-uchitel.html
  • teacher.bystrickaya.ru/federalnij-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-utverzhdennij-nastoyashim-prikazom-ministr-afursenko-zaregistrirovano-v-minyuste-rf-16-dekabrya-2009g-registracionnij-n15646.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.