.RU

Мировоззрение, его структура и основные типы

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.

По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться? Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.

Понятие «мировоззрение » неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание» . Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную , аксиологическую , праксеологическую . Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».


pravovie-otnosheniya-v-sfere-naemnogo-truda.html
pravovie-problemi-informacionnoj-bezopasnosti.html
pravovie-problemi-regulirovaniya-deyatelnosti-hozyajstvennih-obshestv.html
pravovie-sistemi-v-sovremennom-obshestve-chast-4.html
pravovij-rezhim-nadzvichajnih-ekologchnih-situacj.html
pravovoe-gosudarstvo-sushnost-i-osnovnie-cherti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-grazhdanin-i-gosudarstvo.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-istoriya-evropejskoj-integracii-speckursspecseminar.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-s-privichkami-1-vtoraya-tema-praktikuma-psihotehnika-ekzistencialnogo-vibora.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-o-poryadke-oformleniya-i-vidachi-pasportov-grazhdanam-rossijskoj-federacii-dlya-viezda-iz-rossijskoj-federacii-i-vezda-v-rossijskuyu-federaciyu-obshie-polozheniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zimnee-utro.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/translation-of-materials-of-different-genres-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-teoriya-i-praktika-perevoda-specialnost.html
  • student.bystrickaya.ru/12-rashodi-kommercheskih-bankov-i-ih-napravleniya-naya-rabota-na-temu-puti-povisheniya-rentabelnosti-kommercheskogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-8-semestra-56-chasov.html
  • studies.bystrickaya.ru/administrativnoe-pravo-chast-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-ekonomika-i-organizaciya-proizvodstva-dlya-specialnostej-330200-inzhenernaya-zashita-okruzhayushej-sredi-raspredelenie-uchebnoj-nagruzki-po-uchebnomu-planu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-rabot-opublikovannih-po-teme-dissertacii-sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoreticheskoe-istochnikovedenie-stranica-12.html
  • learn.bystrickaya.ru/fragmenti-predidushego-treninga-kniga-pervaya-k-sofiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-15-766-ot-30-aprelya-2012-g-stranica-21.html
  • textbook.bystrickaya.ru/h-ortega-i-gasset-o-tochke-zreniya-v-iskusstve.html
  • tasks.bystrickaya.ru/18-dopolnitelnaya-informaciya-internet.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-po-napravleniyu-yurisprudenciya-magisterskaya-programma-521401-teoriya-i-istoriya-gosudarstva-i-prava-istoriya-pravovih-uchenij-2010-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/status-individa-v-mezhdunarodnom-prave-i-problema-ego-zashiti-teoriya-i-praktika.html
  • universitet.bystrickaya.ru/t-dlya-poiska-knig-ispolzujte-standartnij-poisk-word-ochnie-nauki-matematika-fizika-himiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/urok-anglijskogo-yazika-po-teme-pochemu-oni-delayut-tak.html
  • composition.bystrickaya.ru/oformlenie-chislovogo-materiala-orientacionnogo-kursa-dlya-uchashihsya-7-11-h-klassov-osnovi-issledovatelskoj-deyatelnosti-uchashihsya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slovo-86-ob-angelskom-dvizhenii670-vozbuzhdaemom-v-nas-po-bozhiyu-promislu-dlya-preuspeyaniya-dushi-v-duhovnom.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchenie-zapiski-skags-stranica-22.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spas-transovaya-kultura-ukraincev-stranica-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-3-0-yanvarya-2008-g.html
  • books.bystrickaya.ru/dogovor-o-evropejskom-soyuze.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viderzhki-iz-otzivov-na-specialnij-doklad-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj-federacii-problemi-zashiti-prav-poterpevshih-ot-prestuplenij.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planirovaniyu-po-anglijskomu-yaziku-dlya-5-9-klassov-stranica-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nevostrebovannij-rezerv-gazeta-pavlikova-olga-06072007-121-str-2-grizlov-b-v-monitoring-smi-7-9-iyulya-2007-g.html
  • education.bystrickaya.ru/332-ocenka-kachestva-vodi-ladozhskogo-ozera-po-gidrobiologicheskim-pokazatelyam-ob-ohrane-okruzhayushej-sredi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-28-maya-2012-g-1193-oprovedenii-v-2012-godu-gosudarstvennogo-vipusknogo-ekzamena-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-starooskolskogo-gorodskogo-okruga.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vidi-kalibrov-dlya-kontrolya-rezbi-uchebnoe-posobie-chelyabinsk-izdatelstvo-yuurgu-2004.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obsessivno-kompulsivnoe-rasstrojstvo-ronald-komer.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/ua39adoc-maksim-kalashnikov-borba-za-ukrainu-instrukciya-k-biblioteke-nash-proekt.html
  • reading.bystrickaya.ru/leumettanu-ilim-retnde.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.