.RU

Мировоззрение, его структура и основные типы

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.

По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться? Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.

Понятие «мировоззрение » неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание» . Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную , аксиологическую , праксеологическую . Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».


pravovie-otnosheniya-v-sfere-naemnogo-truda.html
pravovie-problemi-informacionnoj-bezopasnosti.html
pravovie-problemi-regulirovaniya-deyatelnosti-hozyajstvennih-obshestv.html
pravovie-sistemi-v-sovremennom-obshestve-chast-4.html
pravovij-rezhim-nadzvichajnih-ekologchnih-situacj.html
pravovoe-gosudarstvo-sushnost-i-osnovnie-cherti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kulturno-istoricheskaya-teoriya-ls-vigotskogo-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-specialnosti-030401-65-istoriya-po-napravleniyu-030400-62-istoriya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-dvuh-podhodah-k-raschyotu-kinematiki-mehanizmov.html
  • letter.bystrickaya.ru/montazh-metallicheskih-konstrukcij-2-5-etazhej-bloka-postoyannogo-hraneniya-garazha-na-300-avtomobilej.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-rinok-stroitelstva-programma-razvitiya-konkurencii-v-respublike-kareliya-pasport-programmi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-uroki-samopoznaniya-kniga-soderzhit-opisanie-proishozhdeniya-nashej-vselennoj-i-zhizni-v-nej-podrobnij-analiz.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchebnaya-istoriya-bolezni-po-ginekologii-fibromioma-matki.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-dlya-postupayushih-v-magistraturu-po-napravleniyu-podgotovki-131000-neftegazovoe-delo-specializacii-nadezhnost-gazonefteprovodov-i-hranilish.html
  • urok.bystrickaya.ru/posle-bessonnoj-nochi-provedennoj-u-kojki-tyazhelogo-bolnogo-operirovannogo-mnoyu-ya-vozvrashalsya-domoj-dishalos-legko-svobodno-i-hot-solnce-eshe-ne-vzoshlo-pr-stranica-26.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-tehnologiya-i-organizaciya-proizvodstva-produkcii-i-uslug.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-gonki-vooruzhenij-i-manipulyacii-dokinz-r-rasshirennij-fenotip-dalnee-vliyanie-gena.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-uchrezhdenij-obespechivayushih-poluchenie-visshego-obrazovaniya-minsk.html
  • abstract.bystrickaya.ru/311-gruppa-komand-oformlenie-dlya-pechati-programmnij-kompleks-formirovaniya-topograficheskih-planov-v-vide-cifrovih.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-otchet-mbu-kugarchinskaya-cbs-za-2011-god-s-mrakovo.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razdel-pervij-i-n-yablokov-predmet-nauchnogo-ateizma.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-o-kafedre-medicini-katastrof-akademicheskij-kalendar-studenta-i-kursa-fakultet-klinicheskoj-psihologii.html
  • student.bystrickaya.ru/1chz---88p84-byulleten-novih-postuplenij-sentyabr-oktyabr-2011-goda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-vnutrennego-poryadka-na-punkte-upravleniya-edinoj-dezhurno-dispetcherskoj-sluzhbi-municipalnogo-obrazovaniya-v-sverdlovskoj-oblasti-glava-obshie-polozheniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-zhan-kalvin-zhizn-i-deyatelnost-protestantizm-dvizhenie-v-oppoziciyu-gumanizmu-peresmotr-avtoriteta-antichnoj-kulturi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-russkomu-yaziku-za-kurs-10-klassa-2-variant-chast-1.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-piramidi-i-sfinks-drevnee-chem-mi-dumaem-majkl-bejdzhent.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-v-01-kommerciya-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-vvedenie-rabochaya-instrukciya-smk-ri-2-minskij-filial.html
  • composition.bystrickaya.ru/op-rossii-soveshanie-rabochej-gruppi-26-07-2011.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-primeneniyu-ogranichitelej-v-elektricheskih-setyah-110-750-kv-stranica-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-novoj-redakcii-tu-po-ispolzovaniyu-informacii-vagonov-cnii-4-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/k-1945-g-vremeni-prekrasheniya-serijnogo-proizvodstva-bilo-postroeno-6784-db-3il-4-iz-nih-okolo-5300-sostavlyali-il-za-vremya-serijnogo-proizvodstva-zatra-stranica-8.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-istorii-v-10-klasse.html
  • shkola.bystrickaya.ru/na-01012003-g-chislennost-vinuzhdennih-pereselencev-v-regione-sostavila-5485semej-12518-chel.html
  • books.bystrickaya.ru/e-s-doroshenko-e-s-doroshenko.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-deyatelnosti-koncepciya-shkoli-cheloveka-budushego-104-formi-i-metodi-104.html
  • credit.bystrickaya.ru/opredeleniya-ponyatiya-sn-trufanov-nauka-logiki-gegelya-v-dostupnom-izlozhenii.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-nalog-na-pribil-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-tomskaya-raspredelitelnaya-kompaniya-kod-emitenta.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-16-05-2012-100-ob-organizovannom-okonchanii-2011-2012-uchebnogo-goda-v-msosh-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-tak-ono-i-bit-dolzhno-esli-on-tebya-otdal-kapitanu-t-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.