.RU

Мировоззрение, его структура и основные типы

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.

По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться? Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.

Понятие «мировоззрение » неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание» . Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную , аксиологическую , праксеологическую . Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».


pravovie-otnosheniya-v-sfere-naemnogo-truda.html
pravovie-problemi-informacionnoj-bezopasnosti.html
pravovie-problemi-regulirovaniya-deyatelnosti-hozyajstvennih-obshestv.html
pravovie-sistemi-v-sovremennom-obshestve-chast-4.html
pravovij-rezhim-nadzvichajnih-ekologchnih-situacj.html
pravovoe-gosudarstvo-sushnost-i-osnovnie-cherti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novie-empiriko-statisticheskie-metodiki-datirovaniya-drevnih-sobitij-stranica-5.html
  • report.bystrickaya.ru/ivanov-av-kniga-yavlyaetsya-uchebnim-posobiem-po-yazikam-programmirovaniya-c-i-c-ona-mozhet-bit-ispolzovana.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-zapadnya-liniya-ognya-vasilij-orehov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/adaptaciya-pereselencev-stranica-7.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rimejki-stalingrada-mars.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poryadok-rascheta-naloga-na-igornij-biznes.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-o-naloge-na-prirodnie-resursi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-3-realizaciya-novgorodskoj-oblastnoj-dumoj-prava-o-sostoyanii-zakonodatelstva-novgorodskoj-oblasti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-predostavlenii-publichnih-dokladov-obsheobrazovatelnimi-uchrezhdeniyami-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-krasnodar.html
  • crib.bystrickaya.ru/iogan-nepomuk-gummel-konspekt-i-voprosi-k-zachyotu-sostavitel.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regionalnie-osobennosti-predprinimatelskoj-aktivnosti-naseleniya-belarusi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-smirnov-in-mordva-istoriko-etnograficheskij-ocherk-kazan-1895-saransk-2002-.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-i-metodologiya-priborostroeniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkij-gumanitarnij-internet-universitet-biblioteka-uchebnoj-i-nauchnoj-literaturi-www-i-u-ru-stranica-17.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-formi-territorialnoj-organizacii-2-osnovnie-ponyatiya-territorialnoj-organizacii-naseleniya-tema-obshie.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-respublikanskoj-celevoj-programmi-vzaimodejstvie-s-religioznimi-organizaciyami-v-respublike-dagestan-i-ih-gosudarstvennaya-podderzhka-na-2012-2015-godi-i.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-specialnie-oblasti-audita-i-soputstvuyushie-auditu-uslugi-planirovanie-audita-32-moshennichestvo-i-oshibki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/radio-gosduma-rf-monitoring-smi-13-15-yanvarya-2007-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-sfere-zemelnih-otnoshenij-doklad-glavi-municipalnogo-rajona-kalarskij-rajon.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-i-tehnika-posobie-dlya-uchitelej-izdanie-pyatoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe-pod-obshej-redakciej-e-i-orzhekovskoj-stranica-19.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-podgotovki-bakalavra-po-napravleniyu-200500-metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspredelenie-vhodyashih-i-ishodyashih-dokumentov-nahodivshihsya-v-rabote-v-tulskoj-oblastnoj-dume-za-2007-god-po-nomenklature.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proizvodstvennie-soveshaniya-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-mou-karabaj-shemurshinskaya-obsheobrazovatelnaya-srednyaya.html
  • control.bystrickaya.ru/daniya-chast-23.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stati-v-nauchnih-zhurnalah-v-sootvetstvii-s-perechnem-vak-torgovaya-konkurenciya-i-tamozhennaya-politika-rossii-i-shvecii-v-xviii-v.html
  • credit.bystrickaya.ru/pgu-11-10151001009001-sp-diplomnogo-proekta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-o-rabote-shkoli-za-2012-2013-uchebnij-god.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-svyazi-v-torgovle-v-ramkah-stran-ates.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viktor-astafev-stranica-21.html
  • control.bystrickaya.ru/bezhenci-zhejmyalisa-vozvrashayutsya-v-litvu-zadacha-dannoj-stati-zafiksirovat-podrobnosti-gibeli-zhejmyalisskih-evreev.html
  • education.bystrickaya.ru/12-socialnaya-rabota-publichnij-otchet-ob-itogah-raboti-shkoli-v-20102011-uchebnom-godu-i-zadachah-na-20112012-uchebnij-god.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-21-sushnost-i-poryadok-ucheta-finansovih-rezultatov-organizacii-plan-schetov-buhgalterskogo-ucheta-kontrolnie-voprosi.html
  • tests.bystrickaya.ru/konceptualnie-osnovi-antroposociogeneza.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-pravlenie-pervih-romanovih-soslovno-predstavitelnaya-monarhiya-vojna-s-polshej-za-ukrainu-i-belorussiyu-finansovie-zatrudneniya-gosudarstva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-prestupnogo-soobshestva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.