.RU

Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим. А.С. ПУШКИНА»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием

1.1 Понятие « словообразование глаголов»

1.2 Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе

1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

1.4 Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

ГЛАВА 2. Исследование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 Организация исследования и характеристика испытуемых

2.2 Методика исследования словообразования глаголов

ГЛАВА 3. Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

ГЛАВА 4. Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Актуальность исследования

В последние десятилетия в психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Анализируя речевые проявления детей с нормальной речью, ученые определили закономерности, последовательность и этапы становления словообразовательной системы языка в онтогенезе.

В работах Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, Н.С. Жуковой, А.Н. Корнева, Р.И Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е. М Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Т.Б. Чевелевой, Г.В Чиркиной, А.В. Ястребовой и др., посвященных изучению и исправлению общего недоразвития речи, содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Эта информация носит характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном создании новых слов. Опираясь на данное утверждение, ученые приходят к выводу о том, что дети с недоразвитием речи с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств.

Кроме того, развитие речи в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному возрасту.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

Таким образом, дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка при построении речевого высказывания. При поступлении детей в школу способность словообразования глаголов оказывает существенное влияние на способность выполнять письменные и устные задания.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Объект исследования – состояние словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – особенности словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования - на основании полученных в результате исследования данных разработать методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ теоретических подходов к проблеме изучения словообразования глаголов у дошкольников с ОНР.

2. Подобрать методику исследования состояния словообразования глаголов у дошкольников.

3. Выявить особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР.

4. Предложить направления логопедической работы по формированию словообразования глаголов с учетом выявленных особенностей данного процесса у детей с ОНР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.

Методы исследования определялись нами в связи с задачами дипломной работы:

1. теоретический: анализ литературы по теме исследования;

2. организационные: а) сравнительный, б) комплексный;

3. эмпирические: а) обсервационные (наблюдение), б) психолого-педагогический (констатирующий эксперимент), биографический (сбор и анализ анамнестических данных);

4. методы количественно – качественного анализа полученных данных: а) математический, б) описательный.

Структура и объем дипломной работы:

Диплом состоит из оглавления, введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 58 источников, приложения. Исследование проиллюстрировано семью таблицами, двумя диаграммами. Общий объем дипломной работы составил 63 страницы.

ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием

1.1 Понятие «словообразование глаголов»

Словообразование – это раздел науки о языке, изучающий: а) морфемный состав слова; б) отношения производности между однокоренными словами, т.е. образование от производящих [7] основ.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений. При образовании используются приставки, суффиксы, сложение основ.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением основ, переходом из одной части речи в другую [6].

Определяя морфемный состав слова, необходимо сначала выделить формообразующие морфемы, т.е. начинать анализ следует с выделения окончания и формообразующих суффиксов. Затем в основе слова выделяются словообразовательные аффиксы: приставки и суффиксы, пока не останется главная морфема – корень. Все морфемы в данном слове выделяются путем сравнения его с другими словами, имеющими те же морфемы [36].

Образование новых глаголов в современном русском языке производится морфологическим способом: при помощи приставок, при помощи суффиксов, при помощи суффиксов и приставок одновременно. Глаголы образуются как от других частей речи, так и от самих глаголов.

От глаголов новые глаголы образуются:

1) префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем присоединения приставки к производящему слову: писать – переписать, надписать, выписать; говорить – договорить; петь – запеть;

2) суффиксальным способом, при котором новое слово образуется путем присоединения суффикса к производящей основе: зелёный – зеленеть, белый – белить, умыть – умыться;

3) суффиксально – префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе, причем префикс и суффикс рассматриваются как единый словообразовательный элемент: подкормка – подкормить, бежать – разбежаться, плясать - приплясывать.

Указанные три способа образования слов называют аффиксальными, потому, что в каждом из них образование слов происходит с помощью тех или иных аффиксов [36].

От других частей речи образование глаголов идет суффиксальным способом, иногда – суффиксально – префиксальным: обезвредить, обезопасить.

От имён существительных глаголы образуются при помощи суффиксов –а-(ть), -ова-(ть), -ствова-(ть), -ирова-(ть), -изирова-(ть), -и-(ть), -н-(ть): делать, завтракать, торговать, тосковать, учительствовать, полемизировать, косить, женить, каменеть, вдоветь.

От имён прилагательных глаголы образуются при помощи суффиксов –и-(ть), -е-(ть), -ова-(ть), -нича-(ть): белить, глушить, хорошеть, темнеть, пустовать, капризничать.

От местоимений, наречий, междометий глаголы образуются при помощи суффиксов –ка-(ть), -и-(ть), -а-(ть): якать, выкать, множить, баюкать, охать[36].

Итак, в современном русском языке словообразовательный анализ вскрывает живые словообразовательные связи, живые модели образования слов. Это возможно благодаря основному свойству словообразовательной модели – ее воспроизводимости и повторяемости, которое еще называется регулярностью. Это качество очень важно в развитии детской речи, ведь от того, насколько правильную речь слышит ребенок в ближайшем окружении, зависит качественное развитие речи малыша.

1.2 Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе

По словам Т. В. Тумановой [40] интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К таковым ученые относят в первую очередь особую внимательность, восприимчивость детей к речи окружающих и удивительную способность производить новые оригинальные наименования, отличные от взрослой речи. Так, еще К.И. Чуковский отмечал, что «критическое отношение к смыслу и форме слов наблюдается не только у особо одаренных детей, но чуть ли не у всех без изъятия». Следствием этого становится появление в активной речи детей огромного количества производных слов, не имеющих аналогов в нормативном языке. Примером могут служить такие образования, как «напесочил», «грязилка», «выдремался», «игратель», «покупкц» и т.п. Большинство исследователей указывают не только на частоту, но и на совпадаемость таких «общедетских речений» у разных детей.


opit-lecheniya-otsloek-setchatki-protekayushih-na-fone-perifericheskogo-uveita.html
opit-primeneniya-sejsmorazvedki-ogt-dlya-resheniya-inzhenerno-geologicheskih-zadach-chast-2.html
opit-raboti-kafedri-esteticheskogo-vospitaniya.html
opit-regionalnogo-razvitiya-v-usloviyah-evrosoyuza.html
opit-tvorchestva-v-hudozhestvennom-i-lichnostnom-v-literaturovedcheskie-aspekti-problemi-smisla-zhizni-i-akme.html
opiti-arago-i-teoriya-frenelya.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-akcii-telekanala-sts-ufa-vkus-pobedi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-upravleniya-kulturi-l-i-aksenovoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fwt-dolzhen-obespechit-translyaciyu-funkcii-clip-clir-sootvetstvuyushie-rekomendaciyam-etsi-ets-300-648-ets-300-649-1-ets-300-659-1-ets-300-659-2.html
  • school.bystrickaya.ru/4-ocenka-situacii-narushenij-prav-cheloveka-metodika-55-obshee-vospriyatie-prav-cheloveka-i-svyazannie-s-etim-associativnie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-1-filosofiya-kak-mirovozzrencheskaya-sistema-i-nauka-eyo-proishozhdenie-predmet-i-struktura.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tretij-shag-prichinno-sledstvennij-analiz-k49-trening-vnutrennej-motivacii-spb-rech-2005-76-s.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-metodicheskogo-obespecheniya-realizacii-obrazovatelnoj-programmi-1-klassa-i-proektirovaniya-razrabotki-programmi-2-go-klassa-v-ramkah-vvedeniya-fgos-sroki-provedeniya-14-16-aprelya-2011-god.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkaya-istoriya-razvitiya-pravil-dorozhnogo-dvizheniya-i-tehniki-ego-regulirovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glonass-nastroili-na-pozitivnuyu-volnu-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-8.html
  • books.bystrickaya.ru/demiurg.html
  • composition.bystrickaya.ru/patriarh-kirill-vruchil-premii-patriarhu-afriki-mahmudu-abbasu-i-novaku-dzhokovichu.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vsootvetstvii-s-postanovleniem-glavi-himkinskie-novosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-vivodi-i-predlozheniya-preduprezhdenie-vzrivov-avarij-i-travmatizma-v-sistemah-gazosnabzheniya-agropromishlennogo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/39-rentgenologicheskie-metodi-issledovaniya-tuberkuleza-legkih-radiographic-methods-of-tuberculosis-diagnosis.html
  • college.bystrickaya.ru/1939-amsterdam-verlag-allert-de-lange-pp-241-stranica-10.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primorskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-4-iyunya-2010-goda.html
  • school.bystrickaya.ru/dannaya-rabota-predstavlyaet-soboj-sistematicheskij-obzor-istorii-drevnej-cerkvi-pomestnih-pravoslavnih-cerkvej-nehalkidonskih-cerkvej-rimo-katolicheskoj-cerkv-stranica-19.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proektivt-testter-mrde-zho-zhanuardi-suret.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-u-obuchayushihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-stranica-6.html
  • student.bystrickaya.ru/1418-tablica-nepravilnih-glagolov-prakticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-podgotovlen-sovmestno.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-13-11-2008-pankratova-yuliya-15-00-10.html
  • tests.bystrickaya.ru/leksicheskie-sredstva-nauchnogo-proizvedeniya-rekomendacii-studentam-po-vipolneniyu-kursovih-i-vipusknih-kvalifikacionnih.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzaimootnosheniya-detej-i-roditelej-v-seme.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchnuyu-konferenciyu-iv-uralskie-molodezhnie-sociologicheskie-chteniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/geomagnitnie-issledovaniya-pozdnekajnozojskih-podvodnih-vulkanov-tihogo-okeana.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-leo-taksil.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aviaportru-27022012-rossijskie-aviakompanii-v-yanvare-uvelichili-passazhiroperevozki-na-146.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-kislotnih-osadkov-na-biosferu-zemli-chast-7.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arakin-v-d-istoriya-anglijskogo-yazika-2-e-izd.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-gimnazii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aisaltikov-stenogramma-zasedaniya-c-ekcii-3-monitoring-prava-integralnoe-zakonodatelstvo-kak-neotlozhnaya.html
  • writing.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-permskie-motori-za-2002-god-stranica-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-akb-energobank-oao-stranica-24.html
  • composition.bystrickaya.ru/otveti-na-ekzamenacionnie-voprosi-internet-kursov-intuit-intuit-254-ip-telefoniya-v-kompyuternih-setyah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.