.RU

Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим. А.С. ПУШКИНА»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием

1.1 Понятие « словообразование глаголов»

1.2 Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе

1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

1.4 Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

ГЛАВА 2. Исследование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 Организация исследования и характеристика испытуемых

2.2 Методика исследования словообразования глаголов

ГЛАВА 3. Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

ГЛАВА 4. Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Актуальность исследования

В последние десятилетия в психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Анализируя речевые проявления детей с нормальной речью, ученые определили закономерности, последовательность и этапы становления словообразовательной системы языка в онтогенезе.

В работах Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, Н.С. Жуковой, А.Н. Корнева, Р.И Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е. М Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Т.Б. Чевелевой, Г.В Чиркиной, А.В. Ястребовой и др., посвященных изучению и исправлению общего недоразвития речи, содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Эта информация носит характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном создании новых слов. Опираясь на данное утверждение, ученые приходят к выводу о том, что дети с недоразвитием речи с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств.

Кроме того, развитие речи в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному возрасту.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

Таким образом, дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка при построении речевого высказывания. При поступлении детей в школу способность словообразования глаголов оказывает существенное влияние на способность выполнять письменные и устные задания.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Объект исследования – состояние словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – особенности словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования - на основании полученных в результате исследования данных разработать методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ теоретических подходов к проблеме изучения словообразования глаголов у дошкольников с ОНР.

2. Подобрать методику исследования состояния словообразования глаголов у дошкольников.

3. Выявить особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР.

4. Предложить направления логопедической работы по формированию словообразования глаголов с учетом выявленных особенностей данного процесса у детей с ОНР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.

Методы исследования определялись нами в связи с задачами дипломной работы:

1. теоретический: анализ литературы по теме исследования;

2. организационные: а) сравнительный, б) комплексный;

3. эмпирические: а) обсервационные (наблюдение), б) психолого-педагогический (констатирующий эксперимент), биографический (сбор и анализ анамнестических данных);

4. методы количественно – качественного анализа полученных данных: а) математический, б) описательный.

Структура и объем дипломной работы:

Диплом состоит из оглавления, введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 58 источников, приложения. Исследование проиллюстрировано семью таблицами, двумя диаграммами. Общий объем дипломной работы составил 63 страницы.

ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием

1.1 Понятие «словообразование глаголов»

Словообразование – это раздел науки о языке, изучающий: а) морфемный состав слова; б) отношения производности между однокоренными словами, т.е. образование от производящих [7] основ.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений. При образовании используются приставки, суффиксы, сложение основ.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением основ, переходом из одной части речи в другую [6].

Определяя морфемный состав слова, необходимо сначала выделить формообразующие морфемы, т.е. начинать анализ следует с выделения окончания и формообразующих суффиксов. Затем в основе слова выделяются словообразовательные аффиксы: приставки и суффиксы, пока не останется главная морфема – корень. Все морфемы в данном слове выделяются путем сравнения его с другими словами, имеющими те же морфемы [36].

Образование новых глаголов в современном русском языке производится морфологическим способом: при помощи приставок, при помощи суффиксов, при помощи суффиксов и приставок одновременно. Глаголы образуются как от других частей речи, так и от самих глаголов.

От глаголов новые глаголы образуются:

1) префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем присоединения приставки к производящему слову: писать – переписать, надписать, выписать; говорить – договорить; петь – запеть;

2) суффиксальным способом, при котором новое слово образуется путем присоединения суффикса к производящей основе: зелёный – зеленеть, белый – белить, умыть – умыться;

3) суффиксально – префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе, причем префикс и суффикс рассматриваются как единый словообразовательный элемент: подкормка – подкормить, бежать – разбежаться, плясать - приплясывать.

Указанные три способа образования слов называют аффиксальными, потому, что в каждом из них образование слов происходит с помощью тех или иных аффиксов [36].

От других частей речи образование глаголов идет суффиксальным способом, иногда – суффиксально – префиксальным: обезвредить, обезопасить.

От имён существительных глаголы образуются при помощи суффиксов –а-(ть), -ова-(ть), -ствова-(ть), -ирова-(ть), -изирова-(ть), -и-(ть), -н-(ть): делать, завтракать, торговать, тосковать, учительствовать, полемизировать, косить, женить, каменеть, вдоветь.

От имён прилагательных глаголы образуются при помощи суффиксов –и-(ть), -е-(ть), -ова-(ть), -нича-(ть): белить, глушить, хорошеть, темнеть, пустовать, капризничать.

От местоимений, наречий, междометий глаголы образуются при помощи суффиксов –ка-(ть), -и-(ть), -а-(ть): якать, выкать, множить, баюкать, охать[36].

Итак, в современном русском языке словообразовательный анализ вскрывает живые словообразовательные связи, живые модели образования слов. Это возможно благодаря основному свойству словообразовательной модели – ее воспроизводимости и повторяемости, которое еще называется регулярностью. Это качество очень важно в развитии детской речи, ведь от того, насколько правильную речь слышит ребенок в ближайшем окружении, зависит качественное развитие речи малыша.

1.2 Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе

По словам Т. В. Тумановой [40] интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К таковым ученые относят в первую очередь особую внимательность, восприимчивость детей к речи окружающих и удивительную способность производить новые оригинальные наименования, отличные от взрослой речи. Так, еще К.И. Чуковский отмечал, что «критическое отношение к смыслу и форме слов наблюдается не только у особо одаренных детей, но чуть ли не у всех без изъятия». Следствием этого становится появление в активной речи детей огромного количества производных слов, не имеющих аналогов в нормативном языке. Примером могут служить такие образования, как «напесочил», «грязилка», «выдремался», «игратель», «покупкц» и т.п. Большинство исследователей указывают не только на частоту, но и на совпадаемость таких «общедетских речений» у разных детей.


opit-lecheniya-otsloek-setchatki-protekayushih-na-fone-perifericheskogo-uveita.html
opit-primeneniya-sejsmorazvedki-ogt-dlya-resheniya-inzhenerno-geologicheskih-zadach-chast-2.html
opit-raboti-kafedri-esteticheskogo-vospitaniya.html
opit-regionalnogo-razvitiya-v-usloviyah-evrosoyuza.html
opit-tvorchestva-v-hudozhestvennom-i-lichnostnom-v-literaturovedcheskie-aspekti-problemi-smisla-zhizni-i-akme.html
opiti-arago-i-teoriya-frenelya.html
  • books.bystrickaya.ru/celi-razvitiya-ekonomicheskogo-mishleniya-uchashihsya-obshestvennaya-organizaciya-uchitelej-geografii-geograficheskoe-obrazovanie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mozhet-li-bit-geroj-russkoj-literaturi-nashim-sovremennikom.html
  • institut.bystrickaya.ru/teplotehnicheskij-raschet-dvuhstupenchatih-beskompressornih-sistem-kondicionirovaniya-vozduha.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-vtorom-kurse-studenti-specialnostej-1-740501-melioraciya-i-vodnoe-hozyajstvo-i-1-7440401-selskoe-hozyajstvo-i-obustrojstvo-territorij-prodolzhayut-izuchat-d.html
  • student.bystrickaya.ru/2normativnie-dokumenti-123242-rossiya-g-moskva-ul-barrikadnaya-19-korp-str-1-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-13-obshaya-harakteristika-shkoli-stranica-14.html
  • teacher.bystrickaya.ru/golos-za-kamnem-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • studies.bystrickaya.ru/gribi-paraziti-osokovie-i-golosemennie-rasteniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pedagogicheskij-analiz-osobennostej-usvoeniya-finskogo-yazika-detmi-raznogo-vozrasta-v-usloviyah-eksperimenta.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-sekretariat-internacionalnoj-levoj-oppozicii-arhiv-l-d-trockogo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3ispolzovanie-po-naznacheniyu-31ustanovka-tiristornogo-kommutatora-programma-schitivaniya-prosmotra-i-pechati-rezultatov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-u-d-e-b-n-a-ya-p-o-zh-a-r-n-o-t-e-h-n-i-ch-e-s-k-a-ya-bibliograficheskij-ukazatel-literaturi-po-sudebnoj-ekspertize.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-zamestitelnaya-terapiya-celi-zadachi-ispolzuemie-preparati-istoriya-geografiya.html
  • books.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-21-aprelya-2006-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnoe-izdaniepoliticheskij-analiz-dokladi-centra-empiricheskih-politicheskih-issledovanij-spbgu-izdayutsya-s-2000-goda-vipusk-8.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-struktura-podgotovki-specialistov-i-organizacionno-pravovoe-obespechenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti-8.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/daniil-harms-skoti-ne-dolzhni-smeyatsya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lebedeva-e-n-kfmn-docent-kafedri-obshej-fiziki-problemi-sovremennogo-obrazovaniya-razrabotka-sistemi-professionalnoj.html
  • report.bystrickaya.ru/i-l-stukova-otvetstvennaya-za-vipusk-n-f-filippova-zav-otdelom-komplektovaniya-stranica-23.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-n-norkin-praktik-metododolog.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aza-ailshin-tlderndeg-trati-sz-trkesterd-erekshelkter-kzen-a-b.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-tematicheskoj-ploshadki-praktika-raboti-tyutora-v-rossii-i-za-rubezhom-metodicheskij-aspekt-annotaciya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-poryadok-sdachi-i-priyomki-rabot-dokumentaciya-ob-aukcione-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta.html
  • turn.bystrickaya.ru/petrovskij-a-v-yaroshevskij-m-g-p-30-psihologiya-uchebnik-dlya-stud-vissh-ped-ucheb-zavedenij-2-e-izd-stereotip-stranica-22.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmam-po-obzh-8-11-klass-annotaciya-k-rabochej-programme-dlya-8-klassa.html
  • knigi.bystrickaya.ru/religiozno-misticheskij-simptomkompleks-v-klinicheskoj-kartineneprogredientnih-endogennih-zabolevanij-religiozno-misticheskij-simptomkompleks-v-klinicheskoj-kartine-endogenih-rasstrojstv-stranica-8.html
  • desk.bystrickaya.ru/ogli-osnovnie-prioriteti-vneshnej-politiki-azerbajdzhana-1993-2010-gg.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-sankt-peterburga-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-33-734-5-sentyabrya-2011-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-kazahstan-ot-30-marta-1995-goda-n-2155.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voronova-in-reshenie-kvorum-est.html
  • student.bystrickaya.ru/14-celevie-rinki-i-segmentaciya-ponyatie-bankovskogo-marketinga.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-i-n-prof-dekan-fipp-a-p-logunov-spisok-opornih-voprosov-dlya-mezhdisciplinarnogo-gosudarstvennogo-ekzamena-po-specialnosti-istoriya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prinyatie-reshenij-na-osnove-integracii-matematicheskih-modelej-prognoza-sostoyaniya-ekonomicheskih-sistem.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svidetel-glavnogo-vibrosa-stranica-16.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekreacionnij-potencial-obsko-altajskoj-zoni.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.