.RU

Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим. А.С. ПУШКИНА»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием

1.1 Понятие « словообразование глаголов»

1.2 Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе

1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

1.4 Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

ГЛАВА 2. Исследование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 Организация исследования и характеристика испытуемых

2.2 Методика исследования словообразования глаголов

ГЛАВА 3. Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

ГЛАВА 4. Направления логопедической работы по развитию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Актуальность исследования

В последние десятилетия в психологических, лингвистических и психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словообразования зависит не только состояние лексической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом. Анализируя речевые проявления детей с нормальной речью, ученые определили закономерности, последовательность и этапы становления словообразовательной системы языка в онтогенезе.

В работах Л.Н. Ефименковой, Г.И. Жаренковой, Н.С. Жуковой, А.Н. Корнева, Р.И Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е. М Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спировой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Т.Б. Чевелевой, Г.В Чиркиной, А.В. Ястребовой и др., посвященных изучению и исправлению общего недоразвития речи, содержатся данные о неполноценности протекания словообразовательных операций у этих детей. Эта информация носит характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном создании новых слов. Опираясь на данное утверждение, ученые приходят к выводу о том, что дети с недоразвитием речи с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками образования глаголов, что существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств.

Кроме того, развитие речи в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребёнка в целом. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному возрасту.

Современные психологические исследования показали, что недоразвитие регулирующей функции речи является общей закономерностью аномального развития.

Таким образом, дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка при построении речевого высказывания. При поступлении детей в школу способность словообразования глаголов оказывает существенное влияние на способность выполнять письменные и устные задания.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Объект исследования – состояние словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – особенности словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования - на основании полученных в результате исследования данных разработать методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ теоретических подходов к проблеме изучения словообразования глаголов у дошкольников с ОНР.

2. Подобрать методику исследования состояния словообразования глаголов у дошкольников.

3. Выявить особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР.

4. Предложить направления логопедической работы по формированию словообразования глаголов с учетом выявленных особенностей данного процесса у детей с ОНР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.

Методы исследования определялись нами в связи с задачами дипломной работы:

1. теоретический: анализ литературы по теме исследования;

2. организационные: а) сравнительный, б) комплексный;

3. эмпирические: а) обсервационные (наблюдение), б) психолого-педагогический (констатирующий эксперимент), биографический (сбор и анализ анамнестических данных);

4. методы количественно – качественного анализа полученных данных: а) математический, б) описательный.

Структура и объем дипломной работы:

Диплом состоит из оглавления, введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 58 источников, приложения. Исследование проиллюстрировано семью таблицами, двумя диаграммами. Общий объем дипломной работы составил 63 страницы.

ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием

1.1 Понятие «словообразование глаголов»

Словообразование – это раздел науки о языке, изучающий: а) морфемный состав слова; б) отношения производности между однокоренными словами, т.е. образование от производящих [7] основ.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений. При образовании используются приставки, суффиксы, сложение основ.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением основ, переходом из одной части речи в другую [6].

Определяя морфемный состав слова, необходимо сначала выделить формообразующие морфемы, т.е. начинать анализ следует с выделения окончания и формообразующих суффиксов. Затем в основе слова выделяются словообразовательные аффиксы: приставки и суффиксы, пока не останется главная морфема – корень. Все морфемы в данном слове выделяются путем сравнения его с другими словами, имеющими те же морфемы [36].

Образование новых глаголов в современном русском языке производится морфологическим способом: при помощи приставок, при помощи суффиксов, при помощи суффиксов и приставок одновременно. Глаголы образуются как от других частей речи, так и от самих глаголов.

От глаголов новые глаголы образуются:

1) префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем присоединения приставки к производящему слову: писать – переписать, надписать, выписать; говорить – договорить; петь – запеть;

2) суффиксальным способом, при котором новое слово образуется путем присоединения суффикса к производящей основе: зелёный – зеленеть, белый – белить, умыть – умыться;

3) суффиксально – префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем одновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе, причем префикс и суффикс рассматриваются как единый словообразовательный элемент: подкормка – подкормить, бежать – разбежаться, плясать - приплясывать.

Указанные три способа образования слов называют аффиксальными, потому, что в каждом из них образование слов происходит с помощью тех или иных аффиксов [36].

От других частей речи образование глаголов идет суффиксальным способом, иногда – суффиксально – префиксальным: обезвредить, обезопасить.

От имён существительных глаголы образуются при помощи суффиксов –а-(ть), -ова-(ть), -ствова-(ть), -ирова-(ть), -изирова-(ть), -и-(ть), -н-(ть): делать, завтракать, торговать, тосковать, учительствовать, полемизировать, косить, женить, каменеть, вдоветь.

От имён прилагательных глаголы образуются при помощи суффиксов –и-(ть), -е-(ть), -ова-(ть), -нича-(ть): белить, глушить, хорошеть, темнеть, пустовать, капризничать.

От местоимений, наречий, междометий глаголы образуются при помощи суффиксов –ка-(ть), -и-(ть), -а-(ть): якать, выкать, множить, баюкать, охать[36].

Итак, в современном русском языке словообразовательный анализ вскрывает живые словообразовательные связи, живые модели образования слов. Это возможно благодаря основному свойству словообразовательной модели – ее воспроизводимости и повторяемости, которое еще называется регулярностью. Это качество очень важно в развитии детской речи, ведь от того, насколько правильную речь слышит ребенок в ближайшем окружении, зависит качественное развитие речи малыша.

1.2 Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе

По словам Т. В. Тумановой [40] интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К таковым ученые относят в первую очередь особую внимательность, восприимчивость детей к речи окружающих и удивительную способность производить новые оригинальные наименования, отличные от взрослой речи. Так, еще К.И. Чуковский отмечал, что «критическое отношение к смыслу и форме слов наблюдается не только у особо одаренных детей, но чуть ли не у всех без изъятия». Следствием этого становится появление в активной речи детей огромного количества производных слов, не имеющих аналогов в нормативном языке. Примером могут служить такие образования, как «напесочил», «грязилка», «выдремался», «игратель», «покупкц» и т.п. Большинство исследователей указывают не только на частоту, но и на совпадаемость таких «общедетских речений» у разных детей.


opit-lecheniya-otsloek-setchatki-protekayushih-na-fone-perifericheskogo-uveita.html
opit-primeneniya-sejsmorazvedki-ogt-dlya-resheniya-inzhenerno-geologicheskih-zadach-chast-2.html
opit-raboti-kafedri-esteticheskogo-vospitaniya.html
opit-regionalnogo-razvitiya-v-usloviyah-evrosoyuza.html
opit-tvorchestva-v-hudozhestvennom-i-lichnostnom-v-literaturovedcheskie-aspekti-problemi-smisla-zhizni-i-akme.html
opiti-arago-i-teoriya-frenelya.html
  • college.bystrickaya.ru/1obosnovanie-neobhodimosti-razrabotki-programmi-oblastnaya-celevaya-programma-okazanie-sodejstviya-dobrovolnomu.html
  • composition.bystrickaya.ru/ov-kuvarzina-nizhnij-novgorod-sbornik-statej-po-materialam-vserossijskoj-nauchnoj-konferencii-23-24-aprelya.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-osnovnie-trebovaniya-k-priboram-ucheta-teplovoj-energii-pravila-ucheta-teplovoj-energii-i-teplonositelya-utv.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-u-burdesov-ne-skuchno-kniga-tretya.html
  • school.bystrickaya.ru/gfk-group-specializirovannie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-18-maya-2009-god.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shtik-roman-kulikov-ezhi-tumanovskij-stranica-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshinski-svet-grad-dobrich.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-gosudarstvennoj-universalnoj-nauchnoj-biblioteki-krasnoyarskogo-kraya-na-dekabr-2008-goda-.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennie-tendencii-obyazatelnogo-strahovaniya-grazhdanskoj-otvetstvennosti-vladelcev-transportnih-sredstv-opit-es-i-rossii-08-00-14-mirovaya-ekonomika-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-prikaz-gosudarstvennogo-komiteta-po-nauke-i-tehnologiyam-respubliki-belarus.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zharatilistanu-pndern-pnarali-bajlanista-oitu-arili-ekologiyali-blm-men-trbie-beru.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prishlo-novoe-vremya-posvyashaetsya-pamyati-l-pismo-rasshifrovka-moskovskogo-nebesnogo-poslaniya-k-chelovechestvu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/unichtozhit-rossiyu-vesnoj-1941-g-dokumenti-specsluzhb-sssr-i-g-1937-1-94s-gg-vladimir-yampolskij-unichtozhit-rossiyu-vesnoj-1941-g-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-matematicheskie-osnovi-obshej-teorii-sistem-napravlenie-oop-010400-prikladnaya-matematika-i-informatika.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-po-statistike-chast-5.html
  • student.bystrickaya.ru/-2-obem-harakter-i-razmer-vozmesheniya-vreda-prichinennogo-zhizni-ili-zdorovyu-voennosluzhashih.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-27-iyulya-2011-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kto-mi-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-geometriya-10-a-klass.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-diskretnaya-matematika-i-matematicheskaya-logika-semestr.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zatrati-truda-na-osvoenie-uchebnoe-posobie-aspirantam-moskva-2003-a-g-vojtov-filosofiya-uchebnoe-posobie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-iyunya-2009-g-n-36-ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-obshegosudarstvennogo-klassifikatora-respubliki-belarus-okrb-011-2009-specialnosti-i-kvalifikacii-stranica-24.html
  • desk.bystrickaya.ru/podgotovka-i-provedenie-chetiryoh-prosvetitelskih-seminarov-na-primere-osnovnih-aspektov-obshestvennogo-uchastiya-v-sfere-obrazovaniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-gbou-brgi-3-tema-nad-kotoroj-rabotaet-uchrezhdenie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/predmet-zadachi-i-terminologicheskij-apparat-kursa-stranica-25.html
  • institut.bystrickaya.ru/tarifami-zdes-vi-najdete-otveti-na-voprosi-kotorie-kasayutsya-kazhdogo-iz-nas-iz-chego.html
  • student.bystrickaya.ru/3-metodiki-lecheniya-oglavlenie-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-sovremennie-otechestvennie-sistemi-avtomatizacii-deloproizvodstva-i-elektronnogo-dokumentooborota-saded-barnaul-2007-stranica-5.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-19-o-tom-kak-bog-yavilsya-na-svadbu-leo-taksil.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-altajskogo-filiala-fgou-vpo-sibirskaya-akademiya-gosudarstvennoj-sluzhbi.html
  • occupation.bystrickaya.ru/neobhodimost-v-effektivnih-i-uproshennih-processah-peresecheniya-granici-v-pogranichnih-kontrolnih-punktah.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-10-kak-obespechivalas-bezopasnost-stalina-obshee-opisanie-dokumentov-i-srazu-zhe-voprosi-strannij-podbor-vrachej.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-spravochnoe-gosudarstvennaya-sistema-sanitarno-epidemiologicheskogo-normirovaniya-rossijskoj-federacii.html
  • college.bystrickaya.ru/21-karta-rejting-kontrolya-organizacionno-normativnaya-dokumentaci-uchebnaya-programma-kursa-teoriya-i-metodika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.