.RU

Математическая интерпретация геодинамических процессов массивов горных пород Гиссарского и Туркестанского хребтов (республика Таджикистан)

Математическая интерпретация геодинамических процессов массивов горных пород Гиссарского и Туркестанского хребтов (республика Таджикистан)

Доробов Раджабали

Обобщен опыт успешного использования современных математических методов традиционной геодезии подземных сооружений в горном деле. Изучено состояние геомеханических, геодинами- ческих, гидродинамических и геотехнологических процессов в массивах горных пород. Исследования деформаций породных массивов проводились на горных сооружениях, где ведется разработка месторождений ископаемых и подземных глубоких транспортных тоннелей в условиях высокогорья и в массивах, не попавших под влияние техногенных горных работ.

Измерения, проведенные с использованием современных геодезических комплексов, показали эффективность их использования в геомеханике. Стали возможными не только дискретные измерения, но и изменения, наблюдаемые во время регулярного мониторинга, деформации и напряжения, происходящие во внешних и внутренних массивах горных пород в условиях высокогорья Таджикистана

В настоящее время происходит интенси- тенсивностью землетрясений. Это должно фикация геодинамических процессов, оказывать существенное влияние на геоме- проявляющихся в активизации вулканиз- ханическое состояние массивов горных пома, сопровождающихся частотой и ин- род в горных сооружениях.

На протяжении всей истории развития горного дела вопрос о геомеханическом состоянии реальных массивов горных пород в условиях высокогорья, сдвижении горных пород является актуальным и вызывает интерес у многих исследователей. Такое внимание к данной проблеме обусловлено тем, что ранее в неизученных массивах горных пород отмечалось вредное воздействие на горные разработки, включая глубокие крупномасштабные транспортные тоннели. Нередко под это попадали сооружения горных предприятий и природные объекты, нарушение целостности которых может вызвать возникновение аварийных ситуаций и привести к многочисленным человеческим жертвам. Наряду с негативным воздействием на объекты, геомехани- ческие процессы, процессом сдвижения не редко создают опасность для производства самих горных работ. Таким образом, при разработке месторождений полезных ископаемых и проходке транспортных тоннелей в условиях высокогорья Таджикистана безопасность горных работ и их экономическая эффективность во многом зависят от успешного решения проблемы управления горным давлением, геомеханических процессов и процессов сдвижения. Вопрос о геомеханическом состоянии реальных массивов горных пород в условиях высокогорья Таджикистана в технической литературе практически не отражен.

Изменения состояния массивов горных пород в условиях высокогорья

В результате возмущающих изменений геологических процессов геомеханические процессы и явления проявляются на поверхности Земли и в среде горного производства подземных сооружений.

Как следствие движения литосферных плит в последние десятилетия появилось бесчисленное количество фактов, свидетельствующих о постоянных и масштабных изменениях, происходящих на поверхности Земли и в ее глубинах. Такие изменения происходят не только в сейсмоактивных регионах. Многочисленные интенсивные локальные аномалии движений земной поверхности выявлены в равнинно-платформенных асейсмичных областях [1, 3] (рис. 1, 2, 3). Обрушения в связи с землетрясениями, извержениями вулканов, разгрузкой подземных шахт (Такоб, Кондара, Ка- буты, Майхура), особенно на Гиссарском хребте, происходят достаточно активно. В условиях высокогорья Таджикистана при внешних и внутренних сложностях строения блочного массива горных пород процессы и явления, происходящие в нем, особенно в областях техногенного воздействия и неправильной проходки масштабных горных выработок могут быть смоделированы.

Модели элементов земной коры могут быть представлены в двух видах:

в виде нижнего полупространства бесконечных размеров по площади и глубине или на поднятых блоках глобальной тектоники плит;

в виде оболочки бесконечной толщины и размеров в разделе, соответствующем жесткой литосферной плите.

Граничные условия геомеханической модели включают боковые горизонтальные силы и объемный вес горных пород. На разделе между литосферой и астеносферой действуют литостатические силы, уравновешивающие вес литосферной плиты. Горизонтальные тектонические силы, одинаковые по глубине, оцениваются величиной приближения 30 Мпа [4,

, а силы бокового распора, связанные с гравитационными силами, пропорциональны глубине модели деформирования квазиоднородного, квазиизотропного материала. Поскольку их деформационные свойства определяются на больших участках массива горных пород, реальные массивы горных пород имеют сложное иерархически-блочное строение.


metodika-postroeniya-rejtinga-kachestva-obucheniya-v-srednej-shkole.html
metodika-prepodavaniya-imeni-sushestvitelnogo.html
metodika-prepodavaniya-solfedzhio-v-muzikalnoj-shkole.html
metodika-prepodavaniya-uroka-geografii.html
metodika-provedeniya-uchebnoj-praktiki-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
metodika-raboti-s-audio-i-audio-vizualnimi-sredstvami-obucheniya-metodika-raboti-s-audio-i-audio-vizualnimi-sredstvami.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-gosudarstvennih-nagradah-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki-ukaz-prezidenta-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki.html
  • write.bystrickaya.ru/geologicheskaya-harakteristika-kuzneckogo-alatau.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-vojni-treh-gosudarstv-s-tanskim-kitaem-obedinenie-korei-pod-egidoj-silla.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-tehnologii-v-shkole-girba-eyu-kpn-zamestitel-direktora-po-nmr-moudpo-uchebno-metodicheskij-centr.html
  • university.bystrickaya.ru/esli-bi-u-letchika-bil-hvost-vse-bi-videli-kak-on-ego-podzhimaet-stranica-5.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professionalnogo-obrazovaniya--postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-30082001-n-640.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-rabota-frontovoj-put-uchitelej-avtor-ryabova-viktoriya-anatolevna-20-11-1998-g-r-uchenica-11-klassa-mou-volipelginskaya-sosh.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-reshenie-olimpiadnih-zadach.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritoe-more-konspekt-lekcij-batichko-vik-t-taganrog-2011-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-samara-samarskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-2015-pechataetsya-po-resheniyu-metodicheskogo-soveta-fgo-samgtu-udk.html
  • school.bystrickaya.ru/access-chast-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/formion-phormio.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konferenciya-izmerenie-i-sodejstvie-progressu.html
  • spur.bystrickaya.ru/laboratornij-praktikum-en-f-02-informatika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnie-pismennie-raboti-k-zachetu-5-kurs-zo-2010-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-yazika.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogovij-doklad-kardiologicheskoj-gruppi-po-nestabilnosti-gemodinamiki-u-novorozhdyonnih.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-9-brudnij-a-a.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vishli-na-bolshuyu-rechku-a-d-kolesnikov-a-d-kolesnikov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-xv-pravila-ohrani-truda-na-avtomobilnom-transporte-razdel-i.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-narusheniya-arterialnogo-krovyanogo-davleniya-pri-endokrinnih-zabolevaniyah-vidi-etiologiya-patogenez.html
  • shkola.bystrickaya.ru/statistika-zhivotnovodstva.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaregistrirovano-v-nacionalnom-reestre-pravovih-aktov-stranica-20.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-svedeniya-o-studencheskom-tvorcheskom-kollektive-svedeniya-o-studencheskih-tvorcheskih-kollektivah.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/realizuemie-obrazovatelnie-programmi-obsheobrazovatelnie-programmi-nachalnogo-obshego-v-tom-chisle-programmi-specialnih-korrekcionnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-7-i-8-vida.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-kieve-proshla-xix-mezhdunarodnaya-vistavka-zdravoohranenie-2010.html
  • esse.bystrickaya.ru/rajonnij-konkurs-na-luchshee-sochinenie-i-referat.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-po-himii-himiya-v-promishlennosti-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/altajskij-etnos-v-sisteme-rossijskoj-gosudarstvennosti-chast-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-68-chasov-2-chasa-v-nedelyu-vvedenie.html
  • reading.bystrickaya.ru/matematicheskie-kompetencii-ladnaya-tematika-referatov-esse-i-kursovih-rabot-studentov-po-razdelam-programmi.html
  • education.bystrickaya.ru/132-novie-formi-adaptivnih-struktur-1organizacionnie-strukturi-upravleniya-4.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-3-sinopsis-ili-chto-bilo-ranshe.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-k-vo-chasov-integrirovannij-kurs-ekologiya-dlya-uchashihsya-5-9-klassov-osnovnoj-shkoli-koncepciya-programma.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-sd-f-02-optika-lazerov-rekomenduetsya-minobrazovaniem-rossii-dlya-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.