.RU

«Маркетинговые исследования в интересах продвижения продукции военного назначения на мировой рынок оружия»


Лекция №12. – «Маркетинговые исследования в интересах продвижения продукции военного назначения на мировой рынок оружия».


В отечественной и зарубежной экономической литературе существует мно­жество трактовок маркетинга. Одно из наиболее полных определений марке­тинга дает Британский институт по вопросам маркетинга, который определяет его как «... один из видов творческой управленческой деятельности, имеющей целью расширение производства и торговли путем выявления запросов потре­бителей и организации исследований для удовлетворения этих запросов».

В классическом понимании маркетинг — это, прежде всего, предпринима­тельская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от произво­дителя к потребителю. Современные специалисты в сфере экономики рассма­тривают его в более широком смысле — как философию бизнеса, определяю­щую стратегию и тактику предприятия в условиях конкуренции.

Так, маркетинг трактуется иногда как система экономической деятельнос­ти, включающая функции комплексного изучения рынка, планирования но­менклатуры товара, разработки мероприятий по полному удовлетворению по­требностей, выявления потенциальных исполнителей, планирования и осу­ществления сбыта, активного воздействия на рынок и конъюнктуру, на орга­низацию и управление производством.

Маркетинг обычно рассматривается в трех аспектах: организационно-тех­нические мероприятия, система управления, стратегия предпринимательства. Эти аспекты образуют целостную систему, действующую в сфере практичес­кой деятельности, в которой приоритет отдается потребностям, спросу, а производство занимает подчиненное к спросу положение. Все три аспекта марке­тинга неразрывно связаны между собой и имеют большую взаимообусловлен­ность.

Рассмотрим положения и принципы маркетинга, наиболее свойственные маркетингу продукции военного назначения, который осуществляет ФГУП «Рособоронэкспорт» в рамках своей уставной деятельности.

Как известно, основными принципами маркетинга являются:

Главное в маркетинге — его целевая ориентация и комплексность, т.е. сли­яние в единый процесс всех отдельных элементов этой деятельности. При этом комплексность означает, что отдельные функции маркетинга (ана­лиз потребностей, изучение продукции военного назначения, деятельности конкурентов и т.п.), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффек­та, который дает применение маркетинга как системы. Только комплексный, программно-целевой подход позволяет разрабатывать эффективные страте­гии действий на внутреннем и внешнем рынках.

Ориентация на маркетинг в сфере продвижения продукции военного на­значения на мировой рынок оружия диктует необходимость объединения производства и сбыта в одну систему, основой которой является изучение запросов потребителей. При этом должна использоваться политика гибкого приспособления к постоянно меняющимся требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на потребительский спрос с целью его формирования. Фактически это означает необходимость осуществления «активного» маркетинга.

В рыночных условиях маркетинговая деятельность характеризуется четырь­мя такими основными элементами, как товар, цена, рынок и средства продви­жения товара на рынок. Именно относительно этих элементов в ФГУП «Росо­боронэкспорт» используются определенные методы, к важнейшим из кото­рых можно отнести:

Основой практической реализации маркетинга являются постоянно прово­димые маркетинговые исследования, которые охватывают продукцию воен­ного назначения, ее свойства и место на рынке, особенности спроса, деятель­ность конкурентов, научно-производственные возможности предприятия, ка­налы распространения, средства продвижения на мировой рынок и цены. Маркетинговые исследования продукции военного назначения — это систе­матический процесс сбора, анализа и использования достоверной информа­ции для принятия маркетинговых решений.

Изучение технических и качественных характеристик продукции военного назначения обычно предполагает проведение сравнительного анализа ее ос­новных показателей с аналогичной продукцией. Цель анализа — определение конкурентоспособности продукции, выявление ее преимуществ и недостат­ков. Конкурентоспособность продукции военного назначения — комплекс ее потребительских стоимостных характеристик, обеспечивающих способность данной продукции быть проданной на конкретном рынке в условиях широко­го предложения других товаров-аналогов. Следует иметь в виду, что конкурен­тоспособность продукции на рынках может быть различной и поэтому долж­на оцениваться, исходя из требований каждого конкретного рынка и конку­рентных условий, сложившихся на нем.

Экспортный маркетинг, который должен использоваться при продвижении продукции военного назначения на мировой рынок вооружений, отличается от внутреннего рядом особенностей, обусловленных требованиями к продук­ции военного назначения. В частности, необходимо, чтобы она:

• была обеспечена техническим обслуживанием и запчастями и т.д.

Такой широкий набор требований обусловлен жесткой конкуренцией и преобладанием «рынка покупателя», т.е. заметным превышением предложе­ния над спросом. Поэтому в ФГУП «Рособоронэкспорт» особое внимание уделяется выяснению того, каким требованиям иностранных заказчиков от­вечает продукция военного назначения и какие ее свойства (положительные и отрицательные) отмечаются этими заказчиками.

Как было отмечено, конкурентоспособность продукции — категория, кото­рая относится только к конкретному рынку, поэтому одновременно с изуче­нием предлагаемой на экспорт продукции необходимо проводить и комплекс­ные исследования соответствующих рынков. Цель этих исследований состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и прогнозе развития рын­ков. Программа изучения рынков, в свою очередь, зависит от особенностей продукции военного назначения (комплексы и системы вооружения, комплектующие и запасные части, обеспечивающие системы, услуги и т.д.), характера военно-технического сотрудничества, задач ФГУП «Рособоронэкспорт», масштабов экспортного производства, количества анализируемых рынков и т.д.

При этом можно выделить наиболее типичные направления анализа, в том числе такие, как:

В результате анализа по этим направлениям определяется круг стран — по­тенциальных импортеров продукции военного назначения, из которого затем выбираются те рынки, на которых имеется перспективный развивающийся спрос на аналогичную продукцию. При этом принимается во внимание емкость рынка с тем, чтобы потенциальный рынок обеспечил окупаемость на его освоение.

Следующим этапом исследований является сегментация рынка, которая позволяет определить круг потребителей на каждом конкретном рынке и выявить их интересы и отношение к предлагаемой продукции военного назначения.

Завершающим этапом маркетинговых исследований является выработка краткосрочных (на 1-1,5 года), среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 10-15 лет) прогнозов развития конъюнктуры выбранных рынков и всех их сег­ментов.

На основе полученных оценок проводится анализ дальнейшей экспортной политики государства в лице ФГУП «Рособоронэкспорт» по следующим на­правлениям:

На основе выводов, полученных в результате маркетинговых исследований, определяются направления экспортной деятельности ФГУП «Рособоронэкс­порт» и устанавливаются цели маркетинга на близкую и далекую перспективу.

Для достижения целей любого маркетинга разрабатываются его стратегия и тактика. Стратегий может быть несколько, в зависимости от числа осваива­емых рынков и номенклатуры продукции военного назначения, например:

После определения целей маркетинга и стратегий их достижения в ФГУП «Рособоронэкспорт» разрабатывается комплексная стратегическая програм­ма, рассчитанная на перспективу 5-10 лет и предусматривающая решение главных задач обеспечения деятельности. Затем, исходя из выбранной страте­гии, разрабатывается общий (стратегический) план маркетинга (маркетинго­вая программа), который содержит набор средств достижения поставленных целей на отдельных этапах и направлениях маркетинговой деятельности (как правило, имеет вид, представленный на рис. 1). Результат маркетинговой деятельности выражается в формировании портфеля заказов. К концу 2005 года портфель заказов ФГУП «Рособоронэкспорт» достиг 13,6 млрд. долл. США. На данный момент целенаправленная маркетинговая работа ФГУП «Рособоронэкспорт» на мировом рынке оружия позволила сформировать перспективный (2009-2015 гг.) экспортный «портфель заказов» на сумму более 17 млрд. долл. США, что гарантирует стабильную загрузку российских предприятий на ближайшие 3-4 года.



Рис. 1. Этапы реализации плана маркетинга продукции военного назначения.

Однако при всей актуальности и применимости основных положений маркетинга к решению проблем экспорта продукции военного назначения вследствие специфики ее разработки, производства, эксплуатации и утилизации, многие положения классического маркетинга требуют определенной корректировки и доработки. С учетом этого рассмотрим четыре функции маркетинга.

^ Информационная функция. Успешная маркетинговая деятельность связана с информационным обменом между поставщиком и покупателем. Наличие развитой информационной сети позволяет производителям удовлетворять из­меняющимся требованиям покупателей эффективно, с минимально возмож­ными издержками.

^ Функция распространения. Она является средством выравнивания спроса и предложения. Для рыночной экономики характерна модель динамического равновесия, когда, в частности, спрос и предложение постоянно изменяются и стараются уравновесить друг друга. Достижению этого равновесия способ­ствует маркетинг.

^ Функция централизованного обмена. Маркетинг обеспечивает централизо­ванный обмен товаров на деньги. Это особенно актуально для продуктов во­енного назначения.

^ Функция стандартизации сделок. Маркетинговая система обеспечивает не только централизованность процесса покупки и продажи, но и выработку оптимальных методов обмена. Она позволяет сэкономить время и средства на разработку новых методов обмена в каждом новом случае путем стандартиза­ции и совершенствования существующих.

Следует отметить, что формирование маркетинговой стратегии и принятие решений базируются на учете ряда факторов, которые можно представить в виде двух групп.

К первой группе относятся неуправляемые факторы, прежде всего эконо­мические факторы (макроэкономика), демографические изменения, протек­ционизм, социальные изменения, законодательные факторы, а также измене­ния технологии.

Вторую группу составляют факторы, обусловленные работой с людьми. Действие этого фактора обусловлено тем, что покупателями и продавцами продукции военного назначения, как правило, являются государства, но подготовку и принятие решений от имени государства осуществляют конкретные должностные лица.

Основными особенностями продукции военного назначения, которые учи­тываются ФГУП «Рособоронэкспорт» в процессе маркетинговых исследований, являются:

  1. в разработке и создании продукции военного назначения реализуется функция государства по обеспечению обороны и безопасности общества, что определяет особую роль государства в определении целей, стратегии и прак­тической направленности военно-технического сотрудничества в целом и маркетинга продукции военного назначения, в частности;

  2. специфический статус собственников продукции военного назначения. Особая роль государства и сложные экономические отношения собственни­ков продукции военного назначения и производителей приводят к необходимости учета специфики финансирования создания экспортной продукции во­енного назначения, что накладывает особые ограничения и создает новые ас­пекты маркетинга;

  1. необходимость взаимосвязанного решения проблем конверсии оборонной промышленности и экспортных поставок продукции военного назначения. Это предъявляет особые требования к маркетингу, особенно в части комплектности и диверсификации;

  2. такие этапы жизненного цикла продукции военного назначения, как разработка, производство и применение по назначению, часто проходят в условиях необходимости защиты государственной тайны, что накладыва­ет дополнительные ограничения на маркетинг продукции военного назна­чения;

  3. особые подходы к оценке эффективности ВВТ, применяемые в оборон­ных отраслях при принятии оптимальных решений по созданию образцов. Ес­ли в гражданском производстве в условиях рыночной экономики основным критерием выбора того или иного конструктивного варианта изделия являет­ся его экономическая эффективность, то применительно к продукции воен­ного назначения, как правило, используется комплексный критерий: время - боевая эффективность - стоимость;

  4. экспорт продукции военного назначения многоаспектен, что существен­но усложняет маркетинговые исследования.

Для организации маркетинга на мировом рынке оружия можно использо­вать основные положения маркетинговой деятельности, установленные приказом Министра экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприя­тий (организаций)». В этих методических рекомендациях детализирована маркетинговая деятельность предприятий в интересах повышения эффектив­ности их функционирования и приведены исходные данные, которые должны быть получены в ходе маркетинговых исследований. При этом одним из ос­новных мероприятий предлагается создание на предприятии структурного подразделения, отвечающего за маркетинг.

С учетом изложенного, централизованные маркетинговые исследования в области военно-технического сотрудничества целесообразно возложить на специализированную организационную структуру, например Государствен­ный Центр маркетинговых исследований в области военно-технического со­трудничества с иностранными государствами.

Результат работы Центра должен выражаться в формировании портфеля потенциальных заказов иностранных заказчиков по приобретению россий­ской продукции военного назначения с дальнейшей передачей его в Федеральную службу Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) для распределения его между российскими поставщика­ми продукции военного назначения. Создание Центра позволит консолиди­ровать маркетинговую деятельность субъектов ВТС, обеспечить более качест­венную протекционистскую государственную политику, сократить издержки как субъектов ВТС, так и государства в целом по продвижению конкретных образцов продукции военного назначения на мировые рынки, оптимизиро­вать структуру маркетинга.

Создание Государственного Центра маркетинга целе­сообразно осуществить на базе ФГУП «Рособоронэкспорт» как государствен­ной организации, непосредственно специализирующейся на проведении глу­боких маркетинговых исследований российского и мирового рынков воору­жений, выработке рекомендаций по приоритетным направлениям реализа­ции военно-технического сотрудничества и обеспечении необходимой ин­формацией федеральных органов исполнительной власти, а также других субъектов ВТС. Это обусловлено следующими соображениями.

Прежде всего, создание такого Центра на базе одного из органов исполнитель­ной власти, как показывает практика, не принесет позитивных результатов вслед­ствие их ориентации на осуществление контрольных механизмов в сфере военно-технического сотрудничества, недостатка материальных и людских ресурсов.

Возложение функций Центра на другое предприятие также не целесообразно, посколь­ку большинству таких предприятий указанная функция не выгодна вследст­вие несовпадения собственных интересов с требованием проведения марке­тинговых исследований в широком диапазоне отечественной продукции во­енного назначения. Кроме этого, предприятия-экспортеры также не имеют достаточных материальных и людских ресурсов для проведения качественных широ­комасштабных маркетинговых исследований мирового рынка оружия.

Одной из основных задач, возлагаемых на Центр маркетинговых иссле­дований, должна стать координация маркетинговой деятельности, осуще­ствляемой как федеральными органами исполнительной власти и ФГУП «Рособоронэкспорт», так и предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Актуальность этой задачи во многом обусловлена тем, что устав­ные документы многих органов государственной власти, в частности рос­сийских агентств, предусматривают такую функцию, как проведение мар­кетинга, в том числе и в отношении оборонной продукции. С учетом осо­бенностей продукции военного назначения и мирового рынка оружия объ­единение или, по крайней мере, координация маркетинговой деятельности будет способствовать существенному повышению эффективности военно-технического сотрудничества.

Необходимость централизованной координации маркетинговых исследо­ваний носит объективный характер, подтверждением чему является начавша­яся практика заключения генеральных соглашений о взаимодействии ФГУП «Рособоронэкспорт» с предприятиями оборонно-промышленного комплекса по продвижению их продукции военного назначения на внешний рынок.

В настоящее время в своей деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт» взаи­модействует с более чем 350 разработчиками и производителями продукции военного назначения и другими хозяйственными субъектами ВТС, располо­женными на территории 7 федеральных округов, в том числе:

Центрального федерального округа — со 168 предприятиями (из них 67 го­сударственных предприятий и 101 акционерное общество);

Северо-Западного федерального округа — с 38 предприятиями (из них 18 государственных предприятий и 20 акционерных обществ);

Южного федерального округа — с 17 предприятиями (из них 8 государст­венных предприятий и 9 акционерных обществ);

Приволжского федерального округа — с 17 предприятиями (из них 27 госу­дарственных предприятий и 44 акционерных общества);

Уральского федерального округа — с 21 предприятием (из них 8 государст­венных предприятий и 13 акционерных обществ);

Сибирского федерального округа — с 22 предприятиями (из них 10 государ­ственных предприятий и 12 акционерных обществ);

Дальневосточного федерального округа — с 5 предприятиями (из них 2 го­сударственных предприятия и 3 акционерных общества).

В этой связи существенным образом возрастает роль ФГУП «Рособоронэк­спорт», прежде всего в части маркетинга и координации деятельности пред­приятий оборонно-промышленного комплекса при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Это выгодно как предприятиям оборонно-промышленного комплекса, так и государству в целом.

Так, Генеральное соглашение о сотрудничестве между ФГУП «Рособоро­нэкспорт» и «Конструкторским бюро машиностроения» (КБМ) предусматри­вает, в частности, совместное изучение потенциальных рынков сбыта продук­ции военного назначения, осуществление поиска иностранных заказчиков, проведение маркетинга и обмен информацией. Для координации деятельнос­ти на зарубежных рынках предполагается создать совместную рабочую группу.

В этих условиях создание Центра маркетинговых исследований при ФГУП «Рособоронэкспорт» позволит эффективно проводить государственную мар­кетинговую политику на мировом рынке вооружений.

При создании Центра маркетинговых исследований в рамках системы военно-технического сотрудничества необходимо обеспечить, чтобы деятельность этой организации учитывала ряд особенностей, вытекающих из требований Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 1999 г. № 1109 «Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок продукции во­енного назначения».

Относительно маркетинговой деятельности, этим постановлением, в част­ности предусмотрено:

  1. при осуществлении рекламно-выставочной и маркетинговой деятельно­сти в иностранных государствах субъекты ВТС совместно с представителями Министерства обороны Российской Федерации, вступая в предварительные переговоры с иностранными заказчиками государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, должны координировать свою де­ятельность с военными атташе при посольствах Российской Федерации в иностранных государствах;

  2. при проведении выставок, показов, испытаний, учений и стрельб в инте­ресах иностранных заказчиков на территории Российской Федерации субъек­ты ВТС должны согласовывать программы показов, испытаний и других ме­роприятий с Министерством обороны Российской Федерации, а также вести
    переговоры с участием его представителей;

  3. в части обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в продукции военного назначения, использу­емые в ходе военно-технического сотрудничества, программы проведения ме­роприятий рекламно-выставочной деятельности, осуществляемой субъекта­ми ВТС, должны согласовываться с Министерством юстиции Российской Федерации;

  4. в случае контактов с представителями иностранных организаций или ча­стными лицами по конкретным вопросам разработки, производства и поставок продукции военного назначения незамедлительно информируются Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Министерство обороны Российской Фе­дерации независимо от того, будут ли данные контакты реализованы в виде официальных обращений либо коммерческих соглашений;

  5. при проведении переговоров с иностранными заказчиками разреша­ется передача только того объема сведений о продукции военного назначе­ния, который был согласован с Министерством обороны Российской Фе­дерации. Контроль объема передаваемых сведений обеспечивается предварительным согласованием позиции российской стороны, оценкой степени реализации требований по защите сведений, составляющих государствен­ную тайну, и участием представителей Министерства обороны Российской Федерации в составе российской делегации на переговорах с иностранны­ми заказчиками.

В целях поддержания на необходимом уровне и расширения экспортного потенциала Российской Федерации в области вооружения и военной техники Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1999 г. № 1384 введено «Положение об участии российских организаций в проведе­нии выставок и показов продукции военного назначения».

Это положение регламентирует отношения федеральных органов исполни­тельной власти и российских организаций при подготовке и проведении сле­дующих видов маркетинговой деятельности:

В соответствии с этим положением формирование единой российской экспози­ции и осуществление российскими участниками выставки согласованной рекламно-маркетинговой деятельности возлагается на организатора выставки (показа).

mehanizaciya-zagotovki-i-razdachi-senazha-dlya-otkormochnoj-fermi-krs-4000-golov.html
mehanizm-formirovaniya-i-obespecheniya-funkcionirovaniya-innovacionnoj-infrastrukturi-predpriyatij-vodosnabzheniya-na-primere-goroda-smolenska.html
mehanizm-generacii-tranzaktov-v-modeli-chast-2.html
mehanizm-gosudarstvennogo-upravleniya-chast-4.html
mehanizm-polucheniya-stvolovih-kletok-problemi-i-perspektivi-ispolzovaniya-ih-v-medicine.html
mehanizm-razrusheniya-kletok-alkogolem-prognozno-analiticheskij-centr-oruzhie-genocida-samoubijstvo-lyudej-i-ego.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-kompyuterlk-zheln-negzg-trler-zherglkt-zheller.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-ema-moj-gorod-tematicheskoe-planirovanie-v-raznovozrastnoj-gruppe-detskogo-sada.html
  • control.bystrickaya.ru/departament-agropromishlennogo-kompleksa-oblasti-utverzhden-rasporyazheniem-gubernatora-belgorodskoj-oblasti-ot.html
  • books.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-pediatrii-s-detskimi-infekciyami-i-ftiziatriej.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-informacionnoj-lichnosti-v-bibliotekah-i-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-po-specialnosti-170500-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-i-predpriyatij-stroitelnih-materialov.html
  • letter.bystrickaya.ru/mgasparov-zapisi-i-vipiski-m-nlo-2001-igor-bludilin-averyan.html
  • klass.bystrickaya.ru/65-akmeologicheskoe-soprovozhdenie-politicheskoj-deyatelnosti-i-mesto-v-nem-politicheskogo-konsaltinga.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/48obshestva-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-spravochnik-likvidirovannih-organizacij-dokumenti.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-pavlov-silantij-stepanovich-redakcionnaya-kollegiya-zavyalov-e-a.html
  • tests.bystrickaya.ru/lingvistika-psiholingvistika-teoriya-deyatelnosti-programmi-podhodi-koncepcii-31-princip-parallelizma-formi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istochnikovedenie-i-istoriografiya-izuchaemogo-regiona-dlya-napravleniya-41-03-03-vostokovedenie-afrikanistika.html
  • education.bystrickaya.ru/1231-prikaz-minzdrava-i-socrazvitiya-ot-01-oktyabrya-2008-goda-541n.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurgangazkom-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/ispolzovanie-novih-informacionnih-tehnologij-pri-obuchenii-himii-v-vuze.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennij-ugolovnij-process-stroitsya-ne-tolko-soglasno-norm-ugolovnogo-i-ugolovno-processualnogo-prava-no-i-s-postavlennimi-pered-nim-zadachami-raskritiya-is.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-ozdorovitelno-reabilitacionnoj-fizicheskoj-kulturi-studentov-specialnih-medicinskih-grupp-v-usloviyah-pedagogicheskogo-vuza.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-3-introdukciya-drevesno-kustarnikovih-porod.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-etapi-provedeniya-audita-i-ih-obshaya-harakteristika-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-audit.html
  • studies.bystrickaya.ru/biznes-plan-po-proizvodstvu-organizacii-proizvodstva-soevogo-belka-chast-12.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-konferencii-18-noyabrya-2008-g-09-30-10-00.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-ispolneniya-obyazannostej-nalogoplatelshika-obosoblennim-podrazdeleniem-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-1-kvartal-2008-goda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tirazhirovanie.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-chudo-u-cska-ne-hvatilo-volshebstva-30-06-2010-15-03-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sravnitelnoe-pravovedenie-moskva-2007-nastoyashaya-programma-po-kursu-sravnitelnoe-pravovedenie-prednaznachena-dlya-studentov-mp-fakulteta-programma-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-vozniknoveniya-radio-i-radiolokacii-chast-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/selskoe-hozyajstvo-doklad-mera-goroda-gorno-altajska.html
  • books.bystrickaya.ru/duguzhevamho-metodologicheskoj-kulture-prepodavatelej-pravovih-disciplin.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhivie-mertveci-v-dallase.html
  • spur.bystrickaya.ru/mchs-pyatnica-na-bryanshine-budet-vetrenoj-i-vozmozhno-siroj-internet-izdanie-nashbryanskru-29122011.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oglavlenie-ne-vam-sudit-moskovskie-novosti-gazeta-moskva-ekaterina-butorina-e-butorinamn-ru24-11-2011-7-stranica-6.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-1-fpro-federalnaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-fcp-federalnaya-celevaya-programma-cso-centr-sociologii-obrazovaniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukraina-i-rossiya-edinaya-civilizaciya-v-z-garifullin-pechataetsya-po-resheniyu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/510-programmnoe-obespechenie-is-obshesistemnoe-i-prikladnoe-otchet-o-vipolnenii-nauchno-issledovatelskoj-opitno-konstruktorskoj.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-svoboda-vibirat-obraz-zhizni-kulikov-l-v.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.