.RU

Маркетинг в России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ

РЕФЕРАТ

по курсу «Основы маркетинга»

Тема: «Маркетинг в России»

Ростов-на-Дону

2008

Содержание

1. Возникновение маркетинга

2. Формы маркетинга

3. Развитие маркетинга в России

Список используемой литературы и электронных ресурсов

1. Возникновение маркетинга

Возникновение термина «маркетинг» связывают с появлением в американском английском языке словосочетания «marketgetting» (освоение, обретение рынка), превратившегося примерно в 1910 г. в слово-агломерат «marketing»[1] . Разумеется, отдельные элементы маркетинга, например реклама, возникли гораздо раньше – по мере выхода человечества из натурального хозяйства, с появлением обменных отношений. Но наиболее масштабные и цельные преобразования маркетинг прошел в течение XX в. Этапы и концепции массового маркетинга, ориентация на развитие производства, на совершенствование товара, сбыта пришлась на первую половину XX в. Второе открытие маркетинга как самостоятельной научно-прикладной дисциплины ознаменовано выходом статьи Теодора Левитта «Маркетинговая близорукость» (MarketingMyopia) в журнале HarvardBusinessReview в 1960 г. Близорукость состояла в ориентации ответственных лиц в управлении экономикой (в частности, американскими железными дорогами) на продукт, а не на потребность и ее удовлетворение. Так, в противоположность производственной ориентации менеджмента была заявлена маркетинговая, рыночная ориентация.

Вслед за этим маркетинг последовательно реализовал этапы и концепции общего маркетинга (маркетинг-микс), стратегического маркетинга, маркетинга долгосрочных партнерских отношений. Были реализованы три маркетинговые парадигмы, действие которых в определенных условиях и применительно к конкретным товарным категориям продолжает реализовываться до сих пор. Используем для обозначения этих парадигм названия, предложенные Т. Амблером[2] . «Неоклассическая» парадигма маркетинга – исходная концептуальная схема, система понятий маркетинга, реализующая приоритет т. наз. функций-компонентов комплекса «4 Пи»[3] . Она позволяет определять и менять приоритеты отдельных функций маркетинга и различных областей знаний, осуществлять количественные измерения. Недостаток этой парадигмы – ее сосредоточенность исключительно на деятельности компании, на уровне краткосрочного маркетингового планирования. «Конфликтная» парадигма маркетинга – концептуальная схема, система понятий маркетинга, сосредоточивающая маркетинговые усилия на стратегической победе в конкуренции путем создания и развития фирмой собственных устойчивых преимуществ перед конкурентами в глазах потребителя, вплоть до монополизации рынка. В этой парадигме реализуется стратегический подход в долгосрочной перспективе, активно используются технологии позиционирования фирм и товаров, брендостроительства, но она, как и неоклассическая, озабочена преимущественно собственной деятельностью фирмы и не гарантирует внимания к развитию потребителей.

Парадигма «Маркетинг отношений – контакт-маркетинг» – современная концептуальная схема, система понятий маркетинга прямых и долгосрочных отношений и взаимодействий производителя с конкретными потребителями товаров и услуг, другими партнерами и даже конкурентами по созданию и доведению до потребителей ценностей, способствующих росту благополучия и развитию потребителей. Принципиальные направления развития технологий маркетинга в русле этой парадигмы – управление взаимоотношениями с клиентами на основе современных систем сбора, анализа, систематизации и предоставления информации, а также управление опытом клиентов. Определений маркетинга существует очень много. Например, применительно к бизнесу маркетинг определяется как философия, основанная на систематическом изучении рынка (поведения потребителей, каналов сбыта, конкуренции) с целью разработки и реализации эффективных стратегий, направленных на прогнозирование и удовлетворение потребностей фирм, домохозяйств и физических лиц, учреждений, общественных объединений[4] . Правда, нельзя не признать: понимание маркетинга исключительно как философии бизнеса ограничивает его сферу действия, во-первых, сугубо коммерческими интересами, а во-вторых, за громкими словами «философия» и «стратегия» остается не выявленной прикладная, инструментальная, технологическая составляющая маркетинга. Неясно также, как соотносится маркетинг с менеджментом. В этом отношении наибольшей четкостью отличается позиция Жан-Жака Ламбена, который утверждает, что маркетинг – это сущность и содержание менеджмента в смысле его ориентации на рынок и на рыночный успех. Этому подходу мы можем быть благодарны уже за то, что он ставит точку в бесплодных спорах о соотношении сфер воздействия менеджмента и маркетинга. Все становится понятно: если менеджмент ориентирован на рынок, это и есть маркетинг. Одновременно оправданным становится и уже распространившееся сочетание двух терминов в едином: «маркетинг-менеджмент».

На весьма демократичном сайте Википедия[5] в 2006 г. была предложена следующая дефиниция: «Маркетинг – деятельность по определению, созданию, увеличению, развитию, поддержанию, защите и присвоению рынков». Лаконичность формулировки предоставляет значительную свободу для «домысливания», что в современном мире часто практически неизбежно. Вместе с тем в этом определении заложено как минимум три очень серьезных преимущества.

1.В нем перечислены все важнейшие виды деятельности, которыми призван заниматься практикующий маркетолог, – от определения рынков (исследовательский компонент) до их присвоения и защиты (бизнес-компонент; правда, логична именно последовательность «присвоение – защита», ибо без присвоения нечего защищать).

2.Речь идет о деятельности, предметом преобразования для которой выступает именно рынок, а значит – конкурентные отношения и конкурентные преимущества.

3.Налицо очень точный возврат к исходной этимологии самого термина «marketing» не как к псевдо-отглагольному существительному, обозначающему некий процесс «рыночничания», а как к сложносокращенному агломерату слов «marketgetting», обозначающему процесс обретения, освоения рынка. Впрочем, здесь же таится и некоторый недостаток дефиниции: на самом деле маркетинг уже проник за пределы рынка как сферы получения прибылей, осваивая некоммерческие обменные отношения.

Таким образом, данное определение продвигает маркетинг вперед и вполне четко отражает стратегическую рыночную парадигму маркетинга.

Летом 2004 г. впервые за последние 20 лет Американская маркетинговая ассоциация предложила новое понимание современного маркетинга: Маркетинг – это функция организации и набор процессов создания, информирования и доставки ценности потребителям, а также управления отношениями с потребителями таким образом, чтобы принести выгоду организации и всем, кто с ней связан (stakeholders– держатели интересов)».

В этом определении зафиксировано несколько серьезных приобретений, позитивных подвижек в осмыслении маркетинга в рамках той же парадигмы.

1. Он впервые признан функцией не отдельных профессионалов, а общей функцией организации. Как тут не вспомнить специалиста по промышленному маркетингу Ф. Уэбстера-младшего, полемично подчеркнувшего столь высокую значимость маркетинга для фирм, что топ-менеджеры не могут освободить себя от забот о нем, перепоручив его маркетологам.

2.Впервые реализован современный процессно-ориентированный подход к бизнес-деятельности, хотя словосочетание «набор процессов» нельзя признать удачным.

3.Подчеркнута целевая ориентация маркетинга на выгоду не только организации, но и всех, кто с ней связан. Правда, осталось неясным, входят ли в этот состав потребители.

4.Ведущим предметом заботы маркетинга за явлена потребительская ценность материального товара, услуги, идеи или любого другого товара, и не только товара. Можно согласиться с тем, что представлять в определении исчерпывающий список форм проявления потребительских ценностей был бы довольно рискованно: ведь ценностью для потребителя могут стать и уже становятся не только эти категории объектов маркетинга, а также территории, организации и личности (подобный список был заявлен Ф. Котлером), ной ощущения, эмоции, чувство уверенности, свободное время и др.

5.Принципиально ценной является также констатация значимости отношений с потребителем; остается только надеяться, что речь идет не об односторонних, а о взаимных отношениях и более того – о взаимодействиях. Ассимилируя эти и другие позитивные наработки последних лет, сегодня мы предлагаем маркетинговой общественности следующее его определение, выглядящее применительно к России несколько «навырост», но уже актуальное для развитых рыночных стран и претендующее быть адекватным современной парадигме маркетинга:

«Маркетинг – это общая функция управления рыночными (обменными) отношениями, представляющая собой совместную деятельность заинтересованных участников этих отношений по выработке и реализации философии, стратегии и тактики создания, коммуницирования, предоставления и использования потребительских ценностей, так что эффективное выявление, удовлетворение запросов и разрешение проблем потребителей и других партнеров ведет к развитию потребителей, успеху организаций и пользе общества, гуманизируя и комфортизируя обменные отношения».

Данное определение, безусловно, не выглядит лаконичным, но, на авторский взгляд, впитывает в себя все актуальные классические и современные аспекты развития маркетинга, о которых идет речь в словаре. Первые шаги маркетинга на товарных рынках и начало новых этапов эволюции традиционно осуществлялись в первую очередь в США: во многом это связано с тем, что на территории этой страны более двух столетий не было войн, резких разрушений производственного потенциала, и рынки различных товаров и услуг в наименьшей степени испытали на себе воздействие дефицита – главного врага маркетинга. В Западную Европу и Японию маркетинг пришел в основном после второй мировой войны и преодоления ее наиболее тяжелых экономических последствий вместе с планом Маршалла. Для стран Прибалтики, России, других стран Восточной Европы реальное вхождение в маркетинговую проблематику состоялось в начале 1990-х гг. Хотя, строго говоря, в нашем отечестве официальное признание маркетинга состоялось в феврале 1976 г., когда в Торгово-промышленной палате СССР была создана секция маркетинга. Но чтобы пройти путь от этого официального признания до реализации маркетинга в жизни страны, она должна была очень сильно измениться. В первые годы XXI в. лидерами по темпам развития рынка маркетинговых услуг стали Чили, Китай, Болгария, Вьетнам и Филиппины. Последовательно эволюционировала и сфера применения маркетинга в социально-экономической жизни: от сугубо потребительских товаров к потребительским услугам, к удовлетворению потребностей бизнеса, к внедрению маркетинга в финансово-банковскую среду, в политику и в социальную сферу, сферы инноваций и инвестиций.


marketingovij-analiz-na-primere-kompanii-ozonru.html
marketingovij-audit-predpriyatiya.html
marketingovij-plan-oao-strojdetali.html
marketingovij-plan-turisticheskoj-firmi.html
marketingovoe-issledovanie-i-prognozirovanie-rinka-fotoapparatov-v-g-tyumeni.html
marketingovoe-issledovanie-radiostancii-nashe-vremya-na-milicejskoj-volne.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-17-gruppovoe-prinyatie-reshenij-3-vliyanie-uchebnie-materiali-majers-d-izuchaem-socialnuyu-psihologiyu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-5-ii-enciklopediya-obrazovaniya-v-zapadnoj-sibiri.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-znanij-studentov-po-zaversheniyu-izucheniya-uchebnogo-kursa.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bazi-dannih-kak-tehnologicheskaya-osnova-mezhdisciplinarnoj-proektnoj-deyatelnosti-po-informatike-dlya-studentov-mladshih-kursov-istoricheskih-specialnostej.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-uchet-raschetov-e-a-morozova-kompyuternaya-verstka.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yaspers-k-filosofskaya-vera-pervaya-lekciya-ponyatie-filosofskoj-veri-stranica-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-konkurentnoj-strategii-promishlennogo-predpriyatiya-na-osnove-ispolzovaniya-preimushestv-processno-orientirovannogo-podhoda-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-marketing.html
  • institute.bystrickaya.ru/god-razrabotki-programmi-2010-srok-realizacii-programmi-1-god-vozrast-obuchayushihsya-5-7-kl.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-matematike-na-temu-osnovnie-metodi-resheniya-sistem-nelinejnih-uravnenij-s-dvumya-peremennimi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razrabotka-ionometricheskoj-metodiki-opredeleniya-chetvertichnih-ammonievih-solej.html
  • spur.bystrickaya.ru/marion-zimmer-bredli-sekret-goluboj-zvezdi-ot-redaktora.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sroki-hraneniya-markshejderskoj-dokumentacii-metodicheskie-rekomendacii-po-proizvodstvu-markshejderskih-rabot-pri.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-3-marta-2011-goda.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-080500-62-menedzhment-080500-62-biznes-informatika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2006-2007-publichnij-doklad-direktora-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-31-za-2006-2007-uchebnij-god-bichkovoj.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-metodi-resheniya-fizicheskih-zadach-11-klass-68-chasov-avtori-v-a-orlov-yu-a-saurov.html
  • grade.bystrickaya.ru/milan-kundera-nevinosimaya-legkost-bitiya-stranica-17.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-yu-karpov-doktor-istoricheskih-nauk.html
  • books.bystrickaya.ru/cel-i-zadachi-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-poslaniya-svyatogo-apostola-pavla-ih-podlinnost-kolichestvo-vnutrennie-i-vneshnie-osobennosti-i-poryadok-ih-raspolozheniya-i-izucheniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-disciplini-dlya-bakalavrov-.html
  • turn.bystrickaya.ru/ponyatie-predmet-i-metod-ekologicheskogo-prava.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-obeshanie-poshadi-i-spaseniya-vernomu-ego-ostatku-a-p-lopuhin-tolkovaya-bibliya-ili-kommentarij-na-vse-knigi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-moskva-2008-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rejtingovij-konkurs-orto-kategorii-v-yavlyayushijsya-otborochnim-na-chempionati-mira-i-evropi-tancevalnie-disciplini-festivalya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xi-obespechenie-bezopasnosti-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-vozrastnaya-psihologiya-programma-utverzhdena-na-kafedre.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-o-chasovne-vozle-bogatish-rasskazat-ne-umeet.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-uroka-lirika-anni-ahmatovoj.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-logika-i-informatika-po-viboru-po-napravleniyu-511600-fakulteti.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poteryavshayasya-sobaka-buri-vremeni.html
  • school.bystrickaya.ru/domashnee-obuchenie-v-zarubezhnih-stranah-istoriya-tradicii-perspektivi-chast-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/78-centrifuga-laboratornaya-perenosnaya-mediko-tehnicheskie-trebovaniya-na-postavku-medicinskogo-oborudovaniya-dlya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/ter-ovanesov-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/olimpiada-po-obzh-10-klass.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.