Маркетинг в России
.RU

Маркетинг в России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ

РЕФЕРАТ

по курсу «Основы маркетинга»

Тема: «Маркетинг в России»

Ростов-на-Дону

2008

Содержание

1. Возникновение маркетинга

2. Формы маркетинга

3. Развитие маркетинга в России

Список используемой литературы и электронных ресурсов

1. Возникновение маркетинга

Возникновение термина «маркетинг» связывают с появлением в американском английском языке словосочетания «marketgetting» (освоение, обретение рынка), превратившегося примерно в 1910 г. в слово-агломерат «marketing»[1] . Разумеется, отдельные элементы маркетинга, например реклама, возникли гораздо раньше – по мере выхода человечества из натурального хозяйства, с появлением обменных отношений. Но наиболее масштабные и цельные преобразования маркетинг прошел в течение XX в. Этапы и концепции массового маркетинга, ориентация на развитие производства, на совершенствование товара, сбыта пришлась на первую половину XX в. Второе открытие маркетинга как самостоятельной научно-прикладной дисциплины ознаменовано выходом статьи Теодора Левитта «Маркетинговая близорукость» (MarketingMyopia) в журнале HarvardBusinessReview в 1960 г. Близорукость состояла в ориентации ответственных лиц в управлении экономикой (в частности, американскими железными дорогами) на продукт, а не на потребность и ее удовлетворение. Так, в противоположность производственной ориентации менеджмента была заявлена маркетинговая, рыночная ориентация.

Вслед за этим маркетинг последовательно реализовал этапы и концепции общего маркетинга (маркетинг-микс), стратегического маркетинга, маркетинга долгосрочных партнерских отношений. Были реализованы три маркетинговые парадигмы, действие которых в определенных условиях и применительно к конкретным товарным категориям продолжает реализовываться до сих пор. Используем для обозначения этих парадигм названия, предложенные Т. Амблером[2] . «Неоклассическая» парадигма маркетинга – исходная концептуальная схема, система понятий маркетинга, реализующая приоритет т. наз. функций-компонентов комплекса «4 Пи»[3] . Она позволяет определять и менять приоритеты отдельных функций маркетинга и различных областей знаний, осуществлять количественные измерения. Недостаток этой парадигмы – ее сосредоточенность исключительно на деятельности компании, на уровне краткосрочного маркетингового планирования. «Конфликтная» парадигма маркетинга – концептуальная схема, система понятий маркетинга, сосредоточивающая маркетинговые усилия на стратегической победе в конкуренции путем создания и развития фирмой собственных устойчивых преимуществ перед конкурентами в глазах потребителя, вплоть до монополизации рынка. В этой парадигме реализуется стратегический подход в долгосрочной перспективе, активно используются технологии позиционирования фирм и товаров, брендостроительства, но она, как и неоклассическая, озабочена преимущественно собственной деятельностью фирмы и не гарантирует внимания к развитию потребителей.

Парадигма «Маркетинг отношений – контакт-маркетинг» – современная концептуальная схема, система понятий маркетинга прямых и долгосрочных отношений и взаимодействий производителя с конкретными потребителями товаров и услуг, другими партнерами и даже конкурентами по созданию и доведению до потребителей ценностей, способствующих росту благополучия и развитию потребителей. Принципиальные направления развития технологий маркетинга в русле этой парадигмы – управление взаимоотношениями с клиентами на основе современных систем сбора, анализа, систематизации и предоставления информации, а также управление опытом клиентов. Определений маркетинга существует очень много. Например, применительно к бизнесу маркетинг определяется как философия, основанная на систематическом изучении рынка (поведения потребителей, каналов сбыта, конкуренции) с целью разработки и реализации эффективных стратегий, направленных на прогнозирование и удовлетворение потребностей фирм, домохозяйств и физических лиц, учреждений, общественных объединений[4] . Правда, нельзя не признать: понимание маркетинга исключительно как философии бизнеса ограничивает его сферу действия, во-первых, сугубо коммерческими интересами, а во-вторых, за громкими словами «философия» и «стратегия» остается не выявленной прикладная, инструментальная, технологическая составляющая маркетинга. Неясно также, как соотносится маркетинг с менеджментом. В этом отношении наибольшей четкостью отличается позиция Жан-Жака Ламбена, который утверждает, что маркетинг – это сущность и содержание менеджмента в смысле его ориентации на рынок и на рыночный успех. Этому подходу мы можем быть благодарны уже за то, что он ставит точку в бесплодных спорах о соотношении сфер воздействия менеджмента и маркетинга. Все становится понятно: если менеджмент ориентирован на рынок, это и есть маркетинг. Одновременно оправданным становится и уже распространившееся сочетание двух терминов в едином: «маркетинг-менеджмент».

На весьма демократичном сайте Википедия[5] в 2006 г. была предложена следующая дефиниция: «Маркетинг – деятельность по определению, созданию, увеличению, развитию, поддержанию, защите и присвоению рынков». Лаконичность формулировки предоставляет значительную свободу для «домысливания», что в современном мире часто практически неизбежно. Вместе с тем в этом определении заложено как минимум три очень серьезных преимущества.

1.В нем перечислены все важнейшие виды деятельности, которыми призван заниматься практикующий маркетолог, – от определения рынков (исследовательский компонент) до их присвоения и защиты (бизнес-компонент; правда, логична именно последовательность «присвоение – защита», ибо без присвоения нечего защищать).

2.Речь идет о деятельности, предметом преобразования для которой выступает именно рынок, а значит – конкурентные отношения и конкурентные преимущества.

3.Налицо очень точный возврат к исходной этимологии самого термина «marketing» не как к псевдо-отглагольному существительному, обозначающему некий процесс «рыночничания», а как к сложносокращенному агломерату слов «marketgetting», обозначающему процесс обретения, освоения рынка. Впрочем, здесь же таится и некоторый недостаток дефиниции: на самом деле маркетинг уже проник за пределы рынка как сферы получения прибылей, осваивая некоммерческие обменные отношения.

Таким образом, данное определение продвигает маркетинг вперед и вполне четко отражает стратегическую рыночную парадигму маркетинга.

Летом 2004 г. впервые за последние 20 лет Американская маркетинговая ассоциация предложила новое понимание современного маркетинга: Маркетинг – это функция организации и набор процессов создания, информирования и доставки ценности потребителям, а также управления отношениями с потребителями таким образом, чтобы принести выгоду организации и всем, кто с ней связан (stakeholders– держатели интересов)».

В этом определении зафиксировано несколько серьезных приобретений, позитивных подвижек в осмыслении маркетинга в рамках той же парадигмы.

1. Он впервые признан функцией не отдельных профессионалов, а общей функцией организации. Как тут не вспомнить специалиста по промышленному маркетингу Ф. Уэбстера-младшего, полемично подчеркнувшего столь высокую значимость маркетинга для фирм, что топ-менеджеры не могут освободить себя от забот о нем, перепоручив его маркетологам.

2.Впервые реализован современный процессно-ориентированный подход к бизнес-деятельности, хотя словосочетание «набор процессов» нельзя признать удачным.

3.Подчеркнута целевая ориентация маркетинга на выгоду не только организации, но и всех, кто с ней связан. Правда, осталось неясным, входят ли в этот состав потребители.

4.Ведущим предметом заботы маркетинга за явлена потребительская ценность материального товара, услуги, идеи или любого другого товара, и не только товара. Можно согласиться с тем, что представлять в определении исчерпывающий список форм проявления потребительских ценностей был бы довольно рискованно: ведь ценностью для потребителя могут стать и уже становятся не только эти категории объектов маркетинга, а также территории, организации и личности (подобный список был заявлен Ф. Котлером), ной ощущения, эмоции, чувство уверенности, свободное время и др.

5.Принципиально ценной является также констатация значимости отношений с потребителем; остается только надеяться, что речь идет не об односторонних, а о взаимных отношениях и более того – о взаимодействиях. Ассимилируя эти и другие позитивные наработки последних лет, сегодня мы предлагаем маркетинговой общественности следующее его определение, выглядящее применительно к России несколько «навырост», но уже актуальное для развитых рыночных стран и претендующее быть адекватным современной парадигме маркетинга:

«Маркетинг – это общая функция управления рыночными (обменными) отношениями, представляющая собой совместную деятельность заинтересованных участников этих отношений по выработке и реализации философии, стратегии и тактики создания, коммуницирования, предоставления и использования потребительских ценностей, так что эффективное выявление, удовлетворение запросов и разрешение проблем потребителей и других партнеров ведет к развитию потребителей, успеху организаций и пользе общества, гуманизируя и комфортизируя обменные отношения».

Данное определение, безусловно, не выглядит лаконичным, но, на авторский взгляд, впитывает в себя все актуальные классические и современные аспекты развития маркетинга, о которых идет речь в словаре. Первые шаги маркетинга на товарных рынках и начало новых этапов эволюции традиционно осуществлялись в первую очередь в США: во многом это связано с тем, что на территории этой страны более двух столетий не было войн, резких разрушений производственного потенциала, и рынки различных товаров и услуг в наименьшей степени испытали на себе воздействие дефицита – главного врага маркетинга. В Западную Европу и Японию маркетинг пришел в основном после второй мировой войны и преодоления ее наиболее тяжелых экономических последствий вместе с планом Маршалла. Для стран Прибалтики, России, других стран Восточной Европы реальное вхождение в маркетинговую проблематику состоялось в начале 1990-х гг. Хотя, строго говоря, в нашем отечестве официальное признание маркетинга состоялось в феврале 1976 г., когда в Торгово-промышленной палате СССР была создана секция маркетинга. Но чтобы пройти путь от этого официального признания до реализации маркетинга в жизни страны, она должна была очень сильно измениться. В первые годы XXI в. лидерами по темпам развития рынка маркетинговых услуг стали Чили, Китай, Болгария, Вьетнам и Филиппины. Последовательно эволюционировала и сфера применения маркетинга в социально-экономической жизни: от сугубо потребительских товаров к потребительским услугам, к удовлетворению потребностей бизнеса, к внедрению маркетинга в финансово-банковскую среду, в политику и в социальную сферу, сферы инноваций и инвестиций.


marketingovij-analiz-na-primere-kompanii-ozonru.html
marketingovij-audit-predpriyatiya.html
marketingovij-plan-oao-strojdetali.html
marketingovij-plan-turisticheskoj-firmi.html
marketingovoe-issledovanie-i-prognozirovanie-rinka-fotoapparatov-v-g-tyumeni.html
marketingovoe-issledovanie-radiostancii-nashe-vremya-na-milicejskoj-volne.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovoditel-apparata-gubernatora-i-pravitelstva-kamchatskogo-kraya-a-yu-vojtov-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/the-british-banking-system-universitet.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-discipline-setevie-tehnologii-dopolnennaya-versiya-dlya-studentov-specialnosti-050102-stranica-11.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialnie-roli-lichnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-dlya-specialnosti-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • control.bystrickaya.ru/bitiyo-opredelyaet-soznanie-stranica-10.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-13-kurs-lekcij-po-razvitiyu-tvorcheskogo-voobrazheniya-i-teorii-resheniya-izobretatelskih-zadach-dlya-nachinayushih.html
  • report.bystrickaya.ru/k-nam-priehali-akademiki-grinberg-i-granberg-kurs-na-arktiku-9-oblasti-nuzhen-polnocennij-centr-transferta-tehnologij-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/519-uchastvovat-v-organizacii-i-provedenii-professionalnih-smotrov-konkursov-sportivnih-ozdorovitelnih-i-kulturno-massovih-meropriyatij-dlya-chlenov-profsoyuza-i-ih-semej.html
  • notebook.bystrickaya.ru/innovacionnoe-razvitie-promishlennih-kompleksov-na-osnove-klasternogo-podhoda.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/snimaem-obiknovennuyu-shlyapu-s-neobiknovennoj-golovi-kniga-polna-yumora-vnej-net-nepravdi-vnej-ne-priukrashivaetsya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-sluzhbi-deloproizvodstva.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dante-aligeri-obrazovatelnie-programmi-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • tests.bystrickaya.ru/mayak-novosti-27122006-stadnickaya-lora-1000-gosduma-rf-monitoring-smi-28-dekabrya-2006-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-vvedenie-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-kursu-analiz-i-uluchshenie-kachestva-prirodnih-vod-dlya-studentov-iv-kursa-obuchayushihsya-po-napravleniyu-280400-prirodoobustrojstvo-sostaviteli-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/154-poiskovaya-aktivnost-kak-vazhnejshee-napravlenie-celenapravlennogo-povedeniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiticheskij-raschet-rezhimov-rezaniya-na-chistovoj-perehod.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-lekcij-po-discipline-logistika-izuchenie-kursa-logistiki-rukovoditelyami-specialistami-predpriyatij-i-predprinimatelej-imeet-cel.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/fiziko-himicheskie-svojstva-tkanej-i-zagryaznenij-moyushie-sredstva.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravotvorcheskaya-politika-kak-faktor-modernizacii-pravotvorchestva-v-rossii-12-00-01-teoriya-i-istoriya-prava-i-gosudarstva-istoriya-uchenij-o-prave-i-gosudarstve.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-merki-dejstviya-i-proekti-v-prioritetno-napravlenie-infrastruktura-i-okolna-sreda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-sovremennoj-ekonomiki-sb-tezisovkrasnoyar-gos-un-t-krasnoyarsk-2005-s-205-206.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gazprom.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/organizaciya-truda-personala.html
  • urok.bystrickaya.ru/prezidium-visshego-arbitrazhnogo-suda-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-22-maya-2007-g-n-87107.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-strukturnie-i-funkcionalnie-preobrazovaniya-na-pervom-etape-administrativnoj-reformi-regionalnij-uroven.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-predprinimatelskaya-deyatelnost.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnoj-olimpiade-po-psihologii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-specifiki-politicheskogo-liderstva-vi-lenina.html
  • predmet.bystrickaya.ru/silovie-trenirovki-izbavsya-ot-zabluzhdenij-stranica-4.html
  • books.bystrickaya.ru/edinaya-rossiya-pristupaet-k-rukovodstvu-novosibirskoj-oblastyu-itogi-odnokolenko-oleg-08-11-2005-45-str.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/boris-grizlov-edinaya-rossiya-gotovit-zakonoproekt-ob-otmene-migalok-boris-grizlov-monitoring-smi-20-sentyabrya-2006-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-logopedicheskogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-specializirovannoj-gruppe-po-zreniyu-uchitel-logoped-chernobaeva-s-a.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-a-bulganin-vstrechaet-konrada-adenauera-v-moskve-8-sentyabrya-1955-g-picture-alliance-ak.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.